Глава 6 «Описание сущности бхасмы»

Брихаспати сказал:

Поклонение тебе, Владыка вселенной! Обладающий непостижимой природой! Я удовлетворен, услышав о величии прасада. Поведай мне о величии шестой (авараны) — бхасмы (пепла)./1-2/

Анантарудра сказал:

Поведаю, о брахман, о величии бхасмы и его ношении. Слушай внимательно!/3/

Сила всего Знания именуется Шакти. Это Знание, прибежище трех гун и является (истинным) Знанием./4/

Три гуны являются коровой, видйа — есть навоз, мочой именуются упанишады. Из них следует приготовить бхасму (пепел)./5/

Следует произнести панчакшару над коровой сто восемь раз, затем покормить ее водой и травою./6/

Постясь на чатурдаши светлой или темной половины месяца, вставая на восходе, следует очищаться медитацией./7/

Совершив омовение, почистив одежду, следует подоить корову. Произнося гаятри, следует получить мочу,/8/

Собрав ее в серебряный, золотой, медный или глиняный сосуд, лист лотоса, калашу или коровий рог./9/

Следует собрать навоз с мула мантрой в вышеуказаные сосуды, не павший на землю./10/

Пусть мудрый очистит навоз восьмикратным произнесением мула мантры или десятикратным./11/

С мантрой «бхавайа намах» следует смешать мочу с навозом. (С мантрой) «шарвайа намах» следует сделать четырнадцать комочков (пинд)./12/

Высушив их под лучами солнца, следует поместить эти пинды в вышеназванные сосуды с семикратным произнесением мула мантры./13/

Разведя огонь, согласно правилу Шива агам, следует поднести ему эти пинды (произнося) пранаву в начале и в конце./14/

Следует пожертвовать пинды из навоза с шестислоговой мантрой заканчивающейся на «СВАХА»/15/

Затем следует поднести топленное масло, двадцать три раза произнося мула мантру и мантру «нишидхапатайе намах», «намо девайа шамбхаве» и панча брахма (мантру)./16/

Следует пожертвовать с мантрами в дательном падеже (произнося имена) Бхава, Шарва, Мрида, Рудра, Хара, Шамбху, Махешвара и Шива./17/

Пусть мудрый совершит пожертвование с этими восьмью именами и мула мантрой, пусть совершит трижды хому Шиве, произнося мантру «свишти крит.»/18/

Завершая всю хому с пурнапатрой и чистым умом, пусть произнесет сто восемь раз мула мантру./19/

Затем с мантрой «панча брахма» следует вылить воду себе на голову, с десятикратным произнесением (мантры) следует разбрызгать воду вокруг. Раздав дакшину шайвам, следует вкусить пулаку./20/

«Я кормлю шайвов для завершения обряда, о Джатаведас! Для тебя укрываю пулаку!»/21/

С этой мантрой следует накрыть пулаку. Накрытый три дня тлеющий огонь называется пулака. Затем следует, сдерживая речь, накормить брахманов и вкусить самому./22/

На первый, второй или третий день, совершив омовение на рассвете, надев белую одежду,/23/

Надев белый шнур, умастившись чистым пеплом и произнося мула мантру следует собрать пепел из пулаки./24/

Затем следует почтить Шива агни, поднеся шестнадцать подношений: авахану и другие./25/

С мантрой «садйоджатам» следует собрать пепел, затем (произнося) следующую мантру, следует смешать (его) с ароматной водой или мочой рыжей коровы./26/

Пусть мудрый приготовит смесь хорошо измельченного пепла с сандалом, чампакой, мускусом, агуру двух видов, произнося десять раз пранаву, «агхора» мантру и мула мантру./27-28/

Поведаю другое, легкое правило получения пепла. Над полученным навозом следует произнести «вамадева» мантру, с мантрой «агхора» следует сжечь пинду, с мантрой «тат пуруша» следует извлечь (пепел), а с мантрой «ишана» следует нанести его на тело./29-30/

Пепел бывает трех видов: шантика, пауштика и камада. Пепел, полученный из навоза, упавшего в руки, не соприкасаясь с землей и сожженого с брахма мантрой именуется шантика./31/

Собрав навоз в руки в воздухе, следует сжечь его с шаданга мантрой. Этот пепел именуется пауштика. Услышь о пепле камада. Навоз упавший с неба на чистую землю следует сжечь с прасада мантрой. (Пепел) из него именуется камада./32-33/

Пепел, полученный из Шива агни, предназначен для Шива йогинов. Пепел, полученый из огня вирадж, также может носится ими, о великий мудрец!/34/

Полученный из огня аупасана — предназначен для домохозяев. Полученный из самидагни предназначен для брахмачаринов./35/

(Пепел) полученный из огня агнихотры (предназначен) для трех каст. Для шудр — полученный из кухонного огня. Шротарии для всех остальных — из огня лесного пожара./36/

Поведаю правило омовения в пепле, уничтожающем скверну всех грехов. Взяв в ладони пепел и произнося мантры из самхиты следует совершить омовение пеплом с ног до головы./37/

Следует натереть пеплом голову, произнося пять раз «иша» мантру, лицо — четырежды произнося «тат пуруша», сердце — восемь раз произнося «агхора», с мантрой «вамадева» следует натереть сокрытые места 13 раз, произнося «садйоджата» мантру 18 раз следует натереть ноги. И все тело следует натереть с «панчабрахма» мантрой./39/

Уддхулана (натирание) авагунтха (ограждение?) и трипундра именуются тремя видами ношения пепла./40/

Произнося над пеплом панчабрама мантру или мула мантру, следует натереть пеплом все тело с ног до головы. Это именуется уддхуланой./41/

Умащение пеплом с водой с мантрами именуется авагундха. Теперь описывается трипундра./42/

Пусть мудрый нанесет трипундру, представляющую Брахму, Вишну и Шиву тремя средними пальцами, произнося трижды мула мантру./43/

Пусть пометит ее на 32, 16, 8 или 6 местах. На голове, на лбу, на двух ушах, обоих глазах, ноздрях, рту, горле, на плечах, запястьях, сердце, на обоих боках, животе, в обоих тайных местах, бедрах, коленях и стопах. Это 32 места./44-48/

Произнося имена Аштамурти, 8 видйешвар, 8 дик пал, 8 Васу следует наносить трипундру./49/

Следует поместить трипундру в 16 местах: на темя, на лоб, уши, обе ноздри, горло, запястья, грудь, оба бока, живот, спину. Помещая их, следует признести мантры господствующих божеств. Шива, Шакти, Садашива, Ишвара, Рудра, Насатья, Дастра, двое Ашвинов, и девять Шакти, начиная с Вама. Таковы эти шестнадцать божеств./49-50/

В голове, рту, ушах, ноздрях, руках, сердце, пупке, бедрах, коленях, стопах и спине (в этих) шестнадцати местах расположены: Шива, Сканда, Чандра, Солнце, Ганеша, Вишну, Шри находится в сердце, в пупке — Праджапати. В стопах — змеи, дочери змей, риши, дочери риши и океаны, на спине — места паломничества./51-53/

Таковы другие 16 мест, теперь называются 8 мест. Область головы, лоб, два уха, два плеча, сердце и пупок — восьмой. Их божества Брахма и семь риши. Лоб, руки, сердце и пупок именуются местами нанесения пепла, (их) божества — пять брахм. Так по порядку, согласно времени и месту следует совершать уддхулану при невозможности совершить трипундру./54-58/

Верхняя линия является Сама Ведой, средняя линия — Яджур Ведой, нижняя линия — Риг Веда. Трипундра наносится водой и пеплом с мантрами «трийаюшам» и «агнир ити» из Джабала Упанишад. С мантрой «трийаюшам» трипундра всегда наносится лучшими мудрыми дваждырожденными, следующими религии Вед. /59-60/

Брахмачарин должен наносить трипундру изо дня в день водой и пеплом и (мантрой) «медхави»./61/

Грихастха и ванапрастха должен наносить трипундру, произнося «триямбака», пранаву или панчакшару./62/

Отшельник должен всегда наносить трипундру, произнося трижды слог «ом» и Хамса-мантру — таково учение Шивы./63/

Пепел есть свет для следующего традиции. Благодаря его ношению (человек) превзойдя океан самсары обретет плод освобождения./64/

От ношения пепла обретаются результаты паломничества во все святые места. От ношения пепла все грехи станут испепеленными./65/

Этот пепел — свет Шамбху, благодаря его созерцанию созерцается Ишвара. Благодаря лицезрению пепла обретается лицезрение Шивы./66/

Благодаря лишь лицезрению пепла устраняются бхуты, преты, пишачи, великие болезни и неудачи, без сомнения./67/

Для устранения злых духов, отвержения греха, обретения освобождения нет ничего иного, подобного пеплу. Таково учение Шивы./68/

Описать величие бхасмы невозмозно никому. Но тебе это дано. О чем еще желаешь услышать?/69/

Такова в священной «Чандраджнана агаме», в заключительном разделе, крийа паде, учении Шивы в беседе Анантарудры и Брихаспати шестая глава, именуемая «Описание сущности бхасмы».