Глава 4 «Описание внутренней сущности джангамы»

Брихаспати сказал:
Поклонение Тебе, Анантарудра, Творящий милость, Всезнающий, Милостивый к преданным, Океан амриты всех агам!/1/

Счастлив я, что услышал о величии Шивалингама. (Теперь) милостиво поведай описание величие джангамы./2/

Анантарудра сказал:
Разъясню сейчас величие джангамы, выслушай (о нем), сокрытом во всех агамаах, познав которое достигается бессмертие./3/

Джангама (движущееся) и стхавара (неподвижное) являются двумя формами Шамбху. Неподвижный самопроявленный (лингам) является в двух видах./4/

Самопрооявленный (лингам) является установленным людьми формам, как Вишвешвара в Каши и другими./5/

Джангама именуется двух видов: мантрика и сахаджа. Мантрика называется так благодаря произнесению мантры. Этот титул носят великие шайвы (вира шайвы), это а так же (название) передвижного лингама (чара линга), о Мудрец!/6/

Сахаджа джангамой именуется Махешвара, чара, бхакта и шайва. Таковы наименования Сахаджа джангамы, согласно учению Махешвары./7/

Брахмачари, грихи и нирабхари, из этих троих каждый почитается более предыдущего согласно правилу./8/

Поведаю признаки преданности. Преданный носит рудракшу, трипундру из пепла, имеет веру в панчакшару, непривязан, почитает Шиву в образе Линги, любит других преданых, победил ум, действует ради Шивы, имеет веру в писания Шивы, изучает их, обучает других — таковы признаки джангамы./9-11/

Этих внешних признаков насчитытывается десять, о Брихаспати. Первый — ношение пепла, рудракши и линги, второй — служение гуру, третий и четвертый — прославление гимнов Шивы и произношение имен Шивы, пятый — почитание Бога Богов, шестой — следование сущности Шива-агам, седьмое — слушание Шива пуран, восьмой — поклонение стопам (Шивы и преданных), девятый — кормление преданных в доме Шивы, щедрость к джангамам и гуру — десятый. Таковы десять названных внешних признаков (джангамы)./12-16/

Три дополнительных признака выслушай, о, Мудрый! Первый — ментальная джапа, второй — ментальная пуджа, непосредственное выполнение пуджи — третий признак. Существует десять дополнительных внутренних признаков, как и внешних признаков./17-19/

Первый — дрожь в голосе, дрожь в руках — второй, третий — дрожжание языка, четвертый — дрожь тела, вздыбливание волосиков — пятый, потливость — шестой, рассеяность — седьмой, слезы — восьмой, рыдания — девятый, потеря контроля — десятый. Таковы десять признаков преданности Шиве, Держателя тришулы./20-22/

Эти признаки проявляются у великих душ. Они известны как преданные Шанкары, очищающие одни весь мир./23/

Кто может описать величие преданности? Выше преданного Бога богов только Сам (Шива)./24/

Лишь благодаря преданности Шиве Агастья, рожденный из кувшина, выпил несравненый океан./25/

Малый обретает величие, великий — малость, суша становится морем, вода — сушей./26/

Что говорить о величии ума и речи преданных Шивы, когда все возможно по их воле?/27/

Поэтому преданные Шивы превосходят всех. Чего бы труднодостижимого не пожелали Мои преданные, тем Я всегда наделю их. Таков мой обет./28/

(Для таких) преданных будет не только наслаждение в этом мире, но и освобождение. Для всех объединяющих в себе чару и джангаму дается плод всего желаемого./29/

Как лес очищается деревьями, так же дом стопами джангамов, почитаемых по мере силы желающими блага. Они — сам Парамешвара в образе человека./30/

Преданность джангаме — выше (преданности) ишта линге. Одинаковая преданность и линге и джангаме именуется средней./31/

Преданность (только) ишталинге считается наименьшей, поэтому следует предатся высшей преданности./32/

Почитание джангамы — выше омовения во всех святых местах, совершения всех жертвоприношений, почитания всех богов. Завидев издали преданного Махеши, поклонившись, следует пригласить его в дом. Таково учение Шивы./33-34/

«Джангама желает блага миру, я желаю блага джангаме» — так следует выполнять его почитание. Таково учение Шивы./35/

Кто почитает меня, не почитая в уме джангаму, почитание того бесплодно. Таково учение Шивы./36/

Желающий блага для себя должен почитать джангамов. Почитанием их удовлетворяется ум, это и зовется пуджей./37/

О величии джангамы, дающем обретение наслаждения и освобождения поведано тебе все. Что еще желаешь услышать?/38/

Такова в священной «Чандраджнана агаме», в заключительном разделе, крийа паде, учении Шивы в беседе Анантарудры и Брихаспати четвертая глава, именуемая «Описание внутренней сущности джангамы».