Глава 4 «Описание внутренней сущности джангамы»
Брихаспати сказал:
Поклонение Тебе, Анантарудра, Творящий милость, Всезнающий, Милостивый к преданным, Океан амриты всех агам!/1/
Счастлив я, что услышал о величии Шивалингама. (Теперь) милостиво поведай описание величие джангамы./2/
Анантарудра сказал:
Разъясню сейчас величие джангамы, выслушай (о нем), сокрытом во всех агамаах, познав которое достигается бессмертие./3/
Джангама (движущееся) и стхавара (неподвижное) являются двумя формами Шамбху. Неподвижный самопроявленный (лингам) является в двух видах./4/
Самопрооявленный (лингам) является установленным людьми формам, как Вишвешвара в Каши и другими./5/
Джангама именуется двух видов: мантрика и сахаджа. Мантрика называется так благодаря произнесению мантры. Этот титул носят великие шайвы (вира шайвы), это а так же (название) передвижного лингама (чара линга), о Мудрец!/6/
Сахаджа джангамой именуется Махешвара, чара, бхакта и шайва. Таковы наименования Сахаджа джангамы, согласно учению Махешвары./7/
Брахмачари, грихи и нирабхари, из этих троих каждый почитается более предыдущего согласно правилу./8/
Поведаю признаки преданности. Преданный носит рудракшу, трипундру из пепла, имеет веру в панчакшару, непривязан, почитает Шиву в образе Линги, любит других преданых, победил ум, действует ради Шивы, имеет веру в писания Шивы, изучает их, обучает других — таковы признаки джангамы./9-11/
Этих внешних признаков насчитытывается десять, о Брихаспати. Первый — ношение пепла, рудракши и линги, второй — служение гуру, третий и четвертый — прославление гимнов Шивы и произношение имен Шивы, пятый — почитание Бога Богов, шестой — следование сущности Шива-агам, седьмое — слушание Шива пуран, восьмой — поклонение стопам (Шивы и преданных), девятый — кормление преданных в доме Шивы, щедрость к джангамам и гуру — десятый. Таковы десять названных внешних признаков (джангамы)./12-16/
Три дополнительных признака выслушай, о, Мудрый! Первый — ментальная джапа, второй — ментальная пуджа, непосредственное выполнение пуджи — третий признак. Существует десять дополнительных внутренних признаков, как и внешних признаков./17-19/
Первый — дрожь в голосе, дрожь в руках — второй, третий — дрожжание языка, четвертый — дрожь тела, вздыбливание волосиков — пятый, потливость — шестой, рассеяность — седьмой, слезы — восьмой, рыдания — девятый, потеря контроля — десятый. Таковы десять признаков преданности Шиве, Держателя тришулы./20-22/
Эти признаки проявляются у великих душ. Они известны как преданные Шанкары, очищающие одни весь мир./23/
Кто может описать величие преданности? Выше преданного Бога богов только Сам (Шива)./24/
Лишь благодаря преданности Шиве Агастья, рожденный из кувшина, выпил несравненый океан./25/
Малый обретает величие, великий — малость, суша становится морем, вода — сушей./26/
Что говорить о величии ума и речи преданных Шивы, когда все возможно по их воле?/27/
Поэтому преданные Шивы превосходят всех. Чего бы труднодостижимого не пожелали Мои преданные, тем Я всегда наделю их. Таков мой обет./28/
(Для таких) преданных будет не только наслаждение в этом мире, но и освобождение. Для всех объединяющих в себе чару и джангаму дается плод всего желаемого./29/
Как лес очищается деревьями, так же дом стопами джангамов, почитаемых по мере силы желающими блага. Они — сам Парамешвара в образе человека./30/
Преданность джангаме — выше (преданности) ишта линге. Одинаковая преданность и линге и джангаме именуется средней./31/
Преданность (только) ишталинге считается наименьшей, поэтому следует предатся высшей преданности./32/
Почитание джангамы — выше омовения во всех святых местах, совершения всех жертвоприношений, почитания всех богов. Завидев издали преданного Махеши, поклонившись, следует пригласить его в дом. Таково учение Шивы./33-34/
«Джангама желает блага миру, я желаю блага джангаме» — так следует выполнять его почитание. Таково учение Шивы./35/
Кто почитает меня, не почитая в уме джангаму, почитание того бесплодно. Таково учение Шивы./36/
Желающий блага для себя должен почитать джангамов. Почитанием их удовлетворяется ум, это и зовется пуджей./37/
О величии джангамы, дающем обретение наслаждения и освобождения поведано тебе все. Что еще желаешь услышать?/38/