Глава 2 «Описание сущности гуру»

Брихаспати сказал:
О океан нектара Знания! Украшенный милосердием! Разъясни мне славу частей шамбхава враты!/1/

Анантарудра сказал:
Гуру, линга, прасада, джангама, тиртха, бхасма, рудракша и мантра — известны как восемь аваран./2/

Они именуются ограждающими и спасающими преданных от множества грехов./3/

Поведаю об сущности и славе всех этих восьми (аваран), внемли со вниманием!/4/

Гуру является корневой причиной освобождения, достигаемого через посвящение, без гуру недостаточно практикования для обретения совершенства./5/

Ученик (получает) учение от Учителя, Учитель от учительства, поэтому со всем тщанием должно совершатся обучение у учителя./6/

Тот, кто является гуру — есть Шива, Тот кто есть Шива — тот гуру. И в гуру и в Шиве пребывает Знание./7/

Шива — то же, что и Знание, Знание — то же, что и гуру. Одинаков плод почитания Шивы, Знания и гуру./8/

Гуру — вместилище всех богов и всех мантр, поэтому со всем тщанием его волю следует запечатлеть в голове./9/

Желающий блага, даже в уме не должен уклонятся от воли гуру, благодаря которому соблюдающий волю учителя (ученик) обретает достижение Знания./10/

Что бы не совершал он, идя, стоя, спя или вкушая, все это он должен делать по указанию гуру./11/

(Действуя) как в доме учителя, так и перед его глазами, (ученик) не должен делать различия. Гуру — Сам Бог, его дом — храм Бога./12/

Как от общения с грешниками (человек) становится вкушающим грех, также от общения с Учителем становится вкушающим плод праведности./13/

Как золото от соприкосновения с огнем отбрасывает загрязнение, также человек от соприкосновения с Учителем отбрасывает грех./14/

Как пылающий огонь может сжечь поленья дотла, также удовлетворенный гуру может мгновенно сжечь грех./15/

Не следует вызывать гнев гуру действием, умом и речью. Его гневом испепеляются долгая жизнь, процветание, знания и благие деяния./16/

У тех, кто вызывают гнев Учителя, бесплодны жертвоприношения, йамы и нийамы, нет в том сомнения./17/

Человек не должен произносить слов, противоречащих Учителю, если он произносит их, то непременно попадет в великий ад раурава./18/

Говорящий об его изъянах сам станет вкушающим сотню изъянов. У говорящего о его достоинствах будут все благие заслуги./19/

Человек должен всегда совершать действия ради удовлетворения учителя или по его указанию, перед ним или в его отсутствии./20/

Человек, наделенный преданностью, увидев гуру входящего в его дом, поклонившись и предложив сидение, сам должен сесть по его приказу./21/

Тот кто пьет и носит с преданностью воду, которой были омыты стопы его Учителя — освобождается от всех грехов./22/

Ученик должен подносить Учителю сандал, зерна, цветок, золото, бетель и одежду в сосуде, а не в руках./23/

Мудрый должен вкушать пищу, накормив своего гуру. Тот, кто вкушает прежде Учителя, именуется врагом Учителя./24/

Следует поднести ему лучший бетель, затем следует его умилостивить, поднося с поклоном любимые им вещи./25/

Ученик при благоприятных ритуалах, таких как бракосочетание и прочих, должен почитать с преданностью Учителя, (поднося ему) одежды, кольца и прочее./26/

Бедный ученик должен осуществлять вышесказанное в соответствии с возможностями или богатством, которое может добыть./27/

Из существующих трех видов паломничеств: паломничество к Учителю, паломничество к Богу и паломничество в святое место, паломничество к гуру — наилучшее./28/

Тот кто совершает с преданностью паломничество ради лицезрения гуру, тот благ и любим всем богами./29/

Ученик, приближающийся к селению, в котором находится Учитель должен покинуть повозку, а приближаясь к (его) дому,должен снять обувь./30/

Ученик желающий видеть Учителя каждый день с истинной преданностью и радостью, не должен являтся к нему с пустыми руками, (поскольку) гуру (должен почитаться) как царь./31/

Любой предмет из (добытого) учеником: плод, бетель или иной, один подносится Учителю, затем следует совершить поклон./32/

Вблизи гуру даже почитаемый, аскетичный, благородный, знающий писания (ученик) должен без стеснения совершать поклоны подобно палке./33/

Из всех подношений два наиболее превосходны: учтивая речь и поклоны, без них другие не имеют смысла./34/

Увидев перед собой учителя, (ученик) должен медитировать или выполнить обход (прадакшину) сколько возможно./35/

Мудрый, который знает прадакшину, не должен совершать длинные шаги, идти торопливо или разговаривать с другими./36/

Кладя шаг за шагом,следует совершать прадакшину избегая размахивания руками, устно прославляя, медитируя в сердце./37/

Перед Учителем ученик не должен поносить и прославлять других, и не допускать этих разговоров от других людей./38/

Он не должен никогда говорить перед Учителем неправду, нелюбезную речь, не должен говорить шепотом или повернувшись спиной./39/

Свами (господин), бхаттарака (почтенный), ачарйа (учитель), дева (бог), Шри гуру (святой Учитель): такими и не иными именами ученикам следует всегда называть Учителя./40/

Ученик никогда не должен обращатся к Учителю на «Ты», не должен уклоняться его повелений и сидеть равно с ним./41/

Желающим совершенства не следует пользоватся сидением, повозкой, одеждой, украшениями, ложем Учителя, так же, как Учитель./42/

Не следует прикасаться без преданности или ногами и уклонятся от сосуда, воды омовения, тени, гирлянды (Учителя)./43/

Ученик, который смотрит на Учителя как на обычного человека, преданность и знание его являются ложными без сомнения./44/

Грешник, который не почитает Учителя, вместилища всех богов и источника всех мантр обретет ад раурава./45/

Для ученика, наделенного высшей преданностью Учителю здесь и там нет ничего труднодостижимого, о Мудрый, а все и всегда легко достижимо./46/

Ученик, всегда с преданностью думающий о том, как удовлетворить Учителя, своими деяниями заслуживает всех заслуг и Дхармы./47/

Обладающий благими качествами, познавший, излучающий высшее Блаженство, знающий Истину, преданный Шиве, дающий освобождение, является гуру а не иной./48/

Знающий сущность шайвасиддханты, знающий ритуал и мантры, дающий освобождение, наделенный состраданием, лишенный привязанностей и страстей, несомневающийся в Истине (учения) Шивы, начинающегося с крии и заканчивающегося джнаной, обладающий Знанием, находящийся в традиции, происходящий из семьи гуру, знающий разницу между лингой и ангаи стхалой, знающий шесть стхал, способный совершать дикшу и другие обряды, знающий шесть адхв, преданный учителю и Шиве, сделавший Шиву единственной целью своего ума, всегда занятый почитанием Шивы, сосредоточенный на одном лишь Шиве./49-52/

Гуру должен быть грихастхой* (текст составлялся в те далекие времена когда учителя обучающие учеников должны были ради осуществление этой цели принимать образ жизни домохозяина прим.) и никогда отреченным, обучение у ванапрастхи и отшельника является бесплодным (садху не может быть Гуру, только реализовавший высшую таттву может почитаться как Гуру прим.)/53/

Существует множество учителей, забирающих богатства ученика, но трудно достижим в этом мире Учитель забирающий грехи учеников./54/

Воистину, человек, познавший Знание, происходящее из высшего Блаженства — есть познавший его сущность, им он показывает Блаженство./55/

Но, лишенный Знания и обладающий таковым лишь номинально, не должен спасать другого. Может ли камень перетащить камень?/56/

Для тех у кого (Знание) номинально и освобождение — номинально, но те, кто познали Истину, те освобождены и освобождают других./57/

Для лишенного Истины, откуда взяться просветлению? Откуда взяться Знанию собственной сущности? Лишенный самоосознания именуется пашу./58/

Управляемый пашу, (он) не преодолеет природу пашу. Поэтому, лишь познавший Истину здесь, освобожденный, обретает способность освобождать./59/

Даже обладающий всеми благими качествами, знающий все писания, знающий правила всех методов и ритуалов, но лишенный Истины (учитель) — бесполезен./60/

Злобный, горбатый, карликоватый, хитрый, сварливый, непостоянный, лишенный конечностей, грешный, ябедный, низкорожденый, болезненный, неразумный, агрессивный, косноязычныйчный, лживый, поносящий Бога, гуру и дваждырожденных, женатый на низкородженной, с большим животом, кривым носом, скандальный, любящий ссоры учитель должен быть отвергнут.
(Также должен быть отвергнут как гуру)
дваждырожденный, видящий дурное, аморальный, занятый лишь собою, коварный, лживый, безнравственный, предающий обеты./61-64/

У того, чье переживание обращено на (Блаженство) и мысль утверждена в Истине, от взгляда на которого появляется высшее Блаженство, от общения с которым происходит пробуждение Блаженства, такого гуру должен выбрать мудрый человек, а не иного./65-66/

Приблизившись к знающему, благому, приятному на вид, искушенному в Ведах брахману, следует почитать его как гуру./67/

Следует старательно удовлетворять его, дающего всю милость, чей ум полон состраданием, умом, действием и речью./68/

Ученик должен удовлятворять его до тех пор, пока не умилостивит, удовлетворенный (учитель) уничтожит все привязанности ученика./69/

Поэтому богатства, драгоценности, поля, дома, украшения, одежды, повозки, сидения, ложа — все это следует с преданностью поднести Учителю сообразно достатку. (Ученик) не должен утаивать богатства, если желает высшего пути./70-71/

(Гуру) — отец, мать, брат и родственник, друг и богатство, поэтому ему следует отдать все./72/

Отдав всего себя и свое имущество, следует полностью предаться его воле./73/

Когда (ученик) предает себя Шиве, воплощенному в Учителе, тогда он сам становится воплощенным Шивой и у него не будет повторного рождения./74/

Сам Бог, пребывающий в форме учителя, отринув у души все узы, возведет ее к высшему положению, без сомнения./75/

Гуру должен присматриватся к ученику под его покровительством: брахману — один год, кшатрию — два, вайшье — три года./76/

(Ученик должен быть готов) пожертвовать жизнь, богатство и прочее, и выполнять работу низшую для высшего и высшую для низшего./77/

Те годятся для Шива-дикши, кто не унывают, не больны и не безумны./78/

Не склонны к насилию, щедрые, с возвышенными умами, не гордые, разумные, оставившие споры, говорящие приятное, мягкие, прямые, лишенные своеволия, с устойчивыми умами, наделенные благим поведением, преданные Шиве, дваждырожденные. Наделенные таким поведением через очищение разума, речью, умом и телом — таково указание писаний./79-81/

Спаситель от гнева Шивы — гуру, но Шива не спасет от гнева Учителя, поэтому следует быть занятым почитанием гуру./82/

Кто почитает стопы Шивы, оставляя почитание своего гуру, от того Шива отворачивается и он обретет ад./83/

Поняв все это, следует почитать своего гуру. Удовлетворенный почитанием, гуру наделит его своей сайюджей (освобождением)./84/

В месяц карттика и по понедельникам следует почитать (Учителя), если есть возможность, три раза или шесть раз весь месяц неусыпно, жертвуя цветы, листья и плоды./85/

(Ученик), украшенный пеплом, рудракшей и произнося пятислоговую мантру, приблизившись к входящему в его дом Учителю, должен поклонится его лотосным стопам./86/

Следует подойти с преданностью к нему, восседающему на паланкине или слоне, ударяя в барабан./87/

Введя Учителя в дом, следует омыть его стопы, затем этой водой окропить себя вместе со своими домочадцами./88/

Введя его в дом, следует со сложенными руками предложить лучшее сидение, как того требует традиция, и почитать Учителя как подобает./89/

Пусть зажжет для него со смирением сто восемь светильников, или тридцать шесть или сколько сможет. В трайодаши пусть почитает (Учителя) в мандапе./90/

То, что укажет гуру: возможное и невозможное, все богатства, тело и жизнь — чистая душа должна все отдать Учителю. Такой (человек) и является учеником./91/

Стойкий в обетах (ученик) вместе с супругой должен почтить сотню, десять или пять (преданных) Махешвары вместе с (их) женами, поднеся приготовленное ранее угощение, самому же следует вкушать по велению гуру./92/

Он должен почитать Учителя поднесением обуви, кроплением, умащением, поднесением пищи./93/

Почитание гуру является почитанием Шивы — Высшего Атмана. Вся оставшаяся от гуру пища способствует очищению души./94/

Поэтому, получив из уст гуру Знание и руководство к действию, следует выполнять все это ради обретения наслаждения и освобождения./95/

Кто способен обрести милость гуру, тот достигает Освобождения. Нет иного способа обретения Освобождения, кроме святой милости гуру./96/

О первой аваране в форме Учителя поведано тебе, о Учитель богов из желания блага миру. Что еще желаешь услышать?/98/

Такова в священной «Чандраджнана агаме»,учении Шивы, заключительном разделе, крия паде, в беседе Анатарудры и Брихаспати вторая глава, именуемая «Описание сущности гуру».