Глава 11 «Ежедневное правило»

Брихаспати сказал:

О Принимающий образ скелета, Всезнающий, Смерть для времени, Океан милосердия! О Господь Анантарудра! Прими мои поклоны! Я желаю услышать о ежедневном правиле для шайвов, утвердившихся в шамбхававрате, сдерживающих себя, поведай подробно!/1-2/

Анантарудра сказал:

Проснувшись в брахма мухурту, прикоснувшись к ишта линге глазами, созерцая Ишвару и Амбу и посвящая дела (грядущего) дня следует отправиться, сбросив сон, на юго-восток для отправления естественных надобностей. Завязав на голове Нить Шивы и Яджня-сутру, поставив сосуд с водой в определенном месте, помочившись и опорожнившись, следует выполнить очищение./3-4/

Затем он должен почистить зубы веточкой кшири и кантаки. При их отсутствии следующий садачаре должен почистиь зубы двенадцать раз, споласкивая водой. Совершив ачаману на берегу реки (и т.п.), пусть совершит омовение водой./5-6/

Завязав на макушке шнур и войдя в воду, призвав в нее Шиву тиртху, следует выполнить в ней омовение как подобает, с мантрами Шиве, Брахме и Видье, пяти Брахмам, следует трижды прочесть гимн «агхамаршана». /7-8/

Поднеся тарпану богам и прочим, следует отпустить Шива тиртху. Оставив в стороне одежду, следует надеть чистую. /9/

Окропив ишта лингам, следует взять пепел и совершить омовение в пепле, ради освобождения от всех грехов. /10/

Следует натереть все тело сухим белым пеплом, затем натереть все тело пеплом с водой. /11/

Произнеся мула мантру, следует пеплом с водой нанести трипундру на тридцать два места на теле. /12/

Темя, лоб, оба уха, оба глаза, обе ноздри, рот, щеки, плечи, предплечье, запястье, сердце, оба бока, пупок, оба тайных места, бедра, колени, голени и стопы — это 32 места. Поместив туда трипундры, следует затем надеть рудракшу. /13-15/

Затем почитаются две сандхйи произнесением савитри и мула мантры. Почитание следует завершить ко времени восхода солнца. /16/

Произнеся савитри, известную как Матерь мантр, следует сесть (упастхана) перед Махадевой, пребывающем в центре солнечного круга. Сосредоточенно следует произносить шадакшари мантру. Следует созерцать Бога Шиву и Деви, повернувшись на восток или север, своего гуру, и вновь Шиву, затем следует произнести его восемь имен./17-18/

Шива, Махешвара, Рудра, Шамбху, Умапати, Самсаравайдйя, Сарваджня, Параматма — таковы восемь имен./19/

Затем, очистив руки сандалом, следует выполнить караньясу./20/ Стхити, утпати и лайа — таковы три караньясы. Для грихасти предназначена стхитиньяса, для брахмачарина — утпатиньяса, для аскетов и ванапрастх -самхритиньяса./21/

Для вдов предназначена самхараньяса, для девственниц — утпати, и стхитиньяса — для замужних женщин./22/

(Ньяса) совершаемая, начиная с большого пальца и до мизинца, считается стхитиньясой. От правого большого и до левого большого именуется утпатиньясой. Санхртиньяса (выполняется) наоборот./23/

Ньяса слогов с бинду выполняется последовательно, начиная со слога НА. (Слова) «Шива» помещается снаружи и внутри ладоней, затем следует выполнить астраньясу и ограждения десяти направлений с астрамантрой. /24/

Затем (выполняется) ньяса пяти кала, начиная с ниврити. Сущности пяти элементов вместе с владыками пяти элементов созерцаются в сердце, горле, небе, межбровье и брахмарандхре. Там следует произнести пятисложную видью ради очищения. /25-26/

Сдерживая пранаваю, трижды следует разрубить узлы элементов астра биджей и астра мудрой. /27/

Ведя Атман по сушумна нади, при помощи пранаваю, к брахмарандхре, следует соединить его с сиянием Шивы. Иссушив тело ветром, следует сжечь (его) огнем калагни. /28/

Выполнив омовение амритой этого тела, превращенного в пепел, следует созерцать тело, ставшее наполненным видьей. /29/

Затем в этом теле, наполненным видьей, созерцается атман в образе пламени, светильника, изошедшего от Шивы. Его следует соединить с (Шивой) в брахмарандхре./30/

Поместив его вовнутрь тела и созерцая в лотосе сердца, следует вновь омыть тело, наполненное видьей, дождем амриты. Затем следует выполнить караньясу, очистив вновь руки. Затем следует выполнить деханьясу и анганьясу, как подобает. Затем выполняется варнаньяса на суставы рук и ног. Совершив шаданганьясу, следует выполнить ограждение сторон. Выполнив целиком так очищение собственного тела, придя к созерцанию Шивы, следует произнести пятисложную мантру Шивы. /31-34/

У кого есть время или ум уклончив, следует выполннять обряд ньясы полностью, согласно правилу. /35/

Первая — матриканьяса, затем брахманьяса, третья — пранаваньяса, затем хамсамньяса, пятая называется мудрыми панчакшараньяса. Каждую одну за одной следует выполнять при Шива пудже и других обрядах, согласно указанному выше правилу, благодаря этому выявляется природа Шивы. Не Шива не должен обращаться к Шиве. Не Шива не должен почитать Шиву. Не Шива не обретет Шиву./36-38/

Сделав тело наполненным Шивой, следует произнести шестисложную мантру санга. У Богини пятисложной высшей видьи вместе со слогом ОМ, образ линги. Слог ОМ — лицо, две руки — слоги ВА и ЙА, слог ШИ — середина тела, слоги НА и МАХ — две стопы. Она созерцается в виде мантры теми, кто годен к произнесению слога ОМ./39-40/

Поведаю мантру для непригодных (к произнесению пранавы). У Богини панчакшары, высшей видьи в образе линги без слога ОМ. Слог ШИ — лицо, слоги ВА и ЙА — две руки, висарга — середина тела, слоги НА и МА — две ноги. Так созерцается она дваждырожденными, непригодными к произнесению пранавы. /41-42/

А, У Ма — таковы пять частей, составляющих вместе пранаву, известную как тонкая панчакшара./43/

Затем (следует) «намах шивайя» — это является грубой панчакшарой. Каждая из них великая и ничем не делимая. /44/

Тонкая (панчакшара) является корневой, грубая является ее разворачиванием. Годные к произнесению пранавы должны произносить мантру вместе с пранавой. Не годный к произнесению пранавы, но произносящий ее идет низшим путем. Эта панчакшари мантра равна по сути с пранавой. Согласно учению Бога богов, желающего милости миру, она должна произноситься всеми. Повеление Шамбху превыше./45-46/

Приблизившись к жертвеннику и произнося Шатарудрию, следует выполнить шиваитский обряд Хомы на Шива агни. /47/

Возжигая кухонный огонь и грихиагни, следует использовать его в шиваитских обрядах, при выполнении ритуалов. /48/

Пусть жертвователь использует (огонь) вайтаника как Шива агни. Пусть использует его для ежедневного ведического обряда. Огонь вайшвадева также следует использовать как Шива агни. /49/

О Брихаспати, поведаю об использовании дров для хомы, слушай (внимательно)! Дрова (должны быть из дерева) палаша, кхадир, пипала, ашватха, шами, удумбара, другие называют (растения) арамарга, дурва и куша. /50/

Дрова должны быть с корой, тонкие, мягкие, ровные, размера в десять пальцев или в двенадцать./51/

Без сучков, сухие, один палец в поперечнике, не упавшие, без насекомых и выщерблен./52/

Самит, (полено), павитра и жертвенник (должны иметь) размер три (пальца), идхма составляет два (пальца), паридхи — три. В смарта (агни) идхма или павитра в два раза (больше)./53/

Поведаю о членах жертвенного огня, на которые не следует жертвовать. При жертвовании в уши огня (наступает) болезнь, в ноздри — потеря ума, в глаза — смерть, в волосы — приходит бедность, при жертвовании голове будет грех. Поэтому следует жертвовать на язык./54-55/

Там где дрова — там уши, где дым — там ноздри, где угли — там глаза, где пепел — там голова. Там где пылающий огонь — там язык./56/

Так следует почитать как подобает огонь. Первую часть (дня) из восьми следует посвятить ему./57/

Во второй части дня следует изучать агамы и нигамы, собирать цветы, листья бильвы и благовония для жертвоприношения./58/

В третьей части дня следует быть занятым собственным благополучием, в четвертой следует совершить омовение в пепле как подобает, надевание рудракши на те места, где проставляются трипундры согласно правилу./59-60/

Домохозяином, желающим пользы для себя во время двух сандхйи почитается Савитри, муламантра и выполняется пять жертвоприношений./61/

Затем по возможности выполняются три полуденные пуджи: гурви, махати и лагхви с чувством преданности./62/

Следует почитать ишталингам Махеши, Уничтожителя всех грехов шесть раз в сутки или в три сандхйи./63/

Шивалингам должен почитаться шесть раз в сутки: на заре, на восходе, утром, в полдень, вечером, на закате и в полночь, о Брихаспати!/64/

Без вкушения пищи выполняется авасара пуджа, помимо ее по возможности, (следует выполнить) лагхви, гурви и махати (пуджу)./65/

Ученый и невежда, дружелюбный и ненавистник, выполнивший пуджу, является Шамбху без сомнения./66/

Джангаму, пришедшего в дом, следует почитать как Махешвару, с истинной преданностью, кормя прасадом./67/

Вечером следует читать Пураны и стотры Махеши, вкушать пищу и кормить (семью) на деньги, заработанные к вечеру./68/

Вечером выполняется омовение водой и пеплом, почитание западной сандхйи, выполняется огненная церемония, затем следует совершить ночное почитание, завершив почитанием Вайшвадева./69/

Почитая гостей и кормя их прасадом, читаются стотры и принимается пища./70/

Затем созерцая Шамбху, следует взойти счастливо на ложе и погрузится в сон./71/

Тебе разъяснена Дхарма преданных Шамбху. Человек, соблюдающий ее, освобождается от всех грехов./72/

Тот, кто из-за неверия и глупости не следует Дхарме, тот порицается в этом мире и рождается в нечистом лоне./73/

Такова в священной «Чандраджнана агаме», в заключительном разделе, крийа паде, учении Шивы в беседе Анантарудры и Брихаспати одиннадцатая глава, именуемая «Ежедневное правило».