Глава 10 «Различие шайвов»

Брихаспати сказал:

Поклонние тебе, Анантарудра, наделенный всеми благими качествами! Украшеный змеями спаситель существ! В агамах различные шайвы описаны многообразно. В некоторых называются четыре, в некоторых семь, в некоторых названы десять. Поведай мне о них, полностью развеяв сомнение./1-3/

Анантарудра сказал:

Поведаю сейчас о различии шайвов. Первое — анадишайва, второе — адишайва, третье — пурвашайва, четвертое — мишрашайва, пятое — шуддхашайва, шестое — маргашайва, седьмое — саманьяшайва, восьмое — вирашайва./4-5/

Теперь поведаю признаки их, как есть. Прежде всего, Шамбху является анадишайвой, затем его ганы. Великие риши, начиная с Каушики, известны как адишайвы. Каушика, Кашйапа, Бхарадваджа, Атри и Гаутама инициированы от пяти ликов Махеши./6-7/

Посвященные из уст гуру, принадлежащим к их готрам по правилу агаманты, следующие обету Шамбху, наделенные тремя посвящениями: ведха, крия и ману, чьи три линги и три анги (тела: грубое, тонкое и причинное) очищены (этими посвящениями), именуются на земле адишайвами, о Брихаспати!/8-9/

Принимающие участие в праздниках установки (образа) Махеши, говорящие о главенстве (Шивы) над Вселенной являются адишайвами./10/

Пурвашайвы известны как шивадвиджы, рожденные в пяти готрах от целомудренных женщин./11/

Посвященные шайвы, согласно первому разделу агамы, принимающие и непринимающие (посвящение) являются двумя видами шивадвиджы./12/

Нелингашайвы, посвященные вышеуказанным образом, способны совершать жертвоприношения для себя и для других./13/

О Почитаемый богами! Они пригодны для почитания Шивы, служения и очищения храма Шивы./14/

Эти сыновья целомудренных женщин, будучи посвященными, пригодны как жрецы для ритуалов установки (образа Шивы), без сомнения./15/

Те которые не посвящены, но занимаются совершением жертвоприношений для других — именуются девалаками. Им запрещены все обряды./16/

Само прикосновение к ним в ином месте, помимо храма Шивы оскверняет, но благодаря почитанию Шивы, у них проявляются качества шайвов./17/

Они удалены от Шива дикши, от вкушения Шива прасада, их вера в Шиву неустойчива и они наделены другими пороками. Такие нечистые именуются во всех писаниях (пурва шайвами)./18/

Теперь поведаю о мишра шайвах, слушай, о учитель богов! Те кто смешанно почитает в одном святилище Солнце, Амбику, Вишну, Ганешу и Махешвару — те именуются мишра шайвами из-за их смешанного почитания./19-20/

От того что их почитание Шивы смешанное, и от того что они носят пепел и рудракшу, они именуются мишра шайвами. Для них не существует шива-дикши и понимания превосходства Шивы./21/

Снаружи шайвы, внутри шакты, в собраниях вайшнавы. Поскольку они видятся смешанными — они именуются мишра шайвами./22/

Поведаю о шудддха шайвах, о почитаемый мудрецами! Посвященные в ношение пепла и рудракши по (правилу) пуран, чьи умы заняты лишь поклонением одному шивалингаму, верующие в верховенство Шивы, созерцающие Сущность Шивы — известны на земле как шуддха шайвы (чистые шайвы), о Брихаспати!/23-24/

Поведаю о марга шайвах, находящихся на пути приближения к Освобождению. Принявшие три посвящения согласно Веде и агаманте, имеющие знание о шести стхалах, почитающие Шиву шесть раз в сутки, постоянно произносящие шадакшара мантру 21 600 раз, созерцающие единство с лингамом — это именуется Махешварой дхармой марга шайвов./25-26/

Хотя у маргашайвы одинакова дикша и прочее с адишайвой, его особенное качество заключается в непрерывном практиковании, дающем быстрое освобождение./27/

Поведаю о саманья шайве, выслушай внимательно об этом. Все шакты и другие пять учений получают гаятри, очищают адхвы и называются на земле саманьяшайвами./28-29/

Поведаю о вирашайвах, известных по Шрути и Тантре, именуемые двух видов: шраута и сватантра./30/

(Вирашайва) следующий варнашрама дхарме именуется шраута, не следующий этой дхарме именуется сватантра./31/

Принимающий посвящение, описанное в заключительном разделе Агамы — есть общий (признак) с адишайвой, услышь об особенном./32/

Обет нерасставания с ишталингой вплоть до расставания с жизнью, как с травой — именуется виравратой./33/

Ревностная вера именуется виратвой, имеющий обет виратвы именуется вирашайвой./34/

Он подразделяется на три, начиная с саманьи (общей). Саманья, вишеша и нирабхари — таковы эти трое./35/

Теперь по порядку опишу их признаки, слушай (внимательно)! Почитание и созерцание единства трех лингамов, начиная с ишталинги, созерцание единства гуру, Махешвары и ишталинги, почитание линги трижды в день с созерцанием их сущности — именуется дхармой саманья вирашайвы. Благодаря особой практике (вирашайва) является особым (вишеша). Вкушая пищу один раз, два или три после предложения Махешваре, выполняя шесть раз линга пуджу, с определенными предметами,/36-38/

следует подносить, следуя правилу, один, два или три цветка дроны, листик бильвы, каравиры, малики, утпалы, пуннаги, жасмин или другие цветы, думая: «Я буду совершать это правило, пока живу, иначе пожертвую жизнью». Тот, кто следует такому правилу — именуется вишеша вирашайва./39-41/

Принадлежащий к четвертому ашраму именуется — нирабхари. Помимо него, оставивший жену, дом и прочее — именуется сватантранирабхари./42/

Бритые, носящие посох и шафрановые одежды — известны на земле как сватантра нирабхари вирашайвы./43/

Имеющие шикху, священный шнур, посох — считаются ведическими вирашайвами нирабхари. Общим для обоих явлется нерасставание со своим ишталингамом./44/

Не имеющий желаний, единый со своим лингамом, питающийся подаянием, лишенный страха, молчаливый, охваченный состраданием к существам — считается нирабхари./45/

Носящий камандалу, кантху, (полотенце), пепел, рудракшу, посох, каупину, именуется нирабхари./46/

Тот, кто приближен к нирабхара ашраме, должен получить пранаву из уст принадлежащего к этому ашраму./47/

Получив ее, согласно учению Шивы, следует практиковать в храме Шивы или под деревом бильвы./48/

Даже произнося пранаву, (являющуюся) тонкой панчакшарой, отреченный шайва не должен никогда оставлять грубую (внешнюю) панчакшару./49/

Адишайвы, пурвашайвы, шуддхашайвы, маргашайвы, вирашайвы и вишешашайвы — привержены Шрути, писаниям доктрины шива адвайты./50/

Мишрашайвы считаются приверженцами доктрины шуддха адвайты, саманйа и вишеша шайвы — (приверженцы) шакти адвайты./51/

Для ади, марга и вирашайвы не существует похоронного ритуала сжигания и (приготовления) пинды./52/

Для пурва шайвов обряд мертвым и все остальные ритуалы — обязательны, но нет высшей шамбхави дикши./53/

Тебе названы основные различные доктрины и различные шайвы. Они имеют единую основу, вмещающую все Знание. Оно известно как шайва, о лучший из мудрецов!/54/

То, что основывается на агаманте, очищается шайва дикшей, освящает три тела и три линги, принадлежит варнашрама дхарме, имеет знание шести стхал, творит уничтожение всех уз (паша), имеет знание ритуала, освящается выполнением ритуалов установки образа Махешвары и прочих, каждый из (этих) признаков имеет свое имя в соответствии с каждым учением./55-58/

Из-за того, что анади (шайва) не имеет начала движения в Творении, он именуется анади. Поскольку адишайва является началом Началом всех учений, он называется некоторыми адишайвой, о лучший из знающих Веды!/59/

Поскольку для маргашайвы основа — путь к Освобождению, он именуется маргашайвой. Из-за непривязанности к другим божествам шуддха (чистый) шайва называется так. Из-за выполнения смарта ритуала мишра (смешанный) шайва называется так. Из-за приверженности вира врате именуется так вирашайва./60-61/

Итак, тебе поведанно, о Брихаспати, об основных различиях шайвов. Что еще желаешь услышать?/62/

Такова в священной «Чандраджнана агаме», в заключительном разделе, крийа паде, учении Шивы в беседе Анантарудры и Брихаспати десятая глава, именуемая «Различие шайвов».