Шри Басавешвара
Наиболее активно учение Вирашиваизма прояваилось в 12 веке через Басаву или Шри Басавешвару, южно-индийского мистика реформировавшего брахманскую традицию посвящения, форм духовной практики, и распространившего учения 28 Агам в Карнатаке, на Юге Индии. Подавляющее большинство населения составляли люди низших каст не подлежавшие упанаяне. Вайшьев и шудр жрецы-брахманы эксплуатировали, внушая религиозный страх и необходимость почитания божества в храмах, постоянно требуя оплачивать различные мессы в храмах, совершая те или иные формы обрядов (через них разумеется ) ежедневно. Неприкасаемые, которых в храмы не пускали, предавались практике почитания низших богов и богинь, демониц и демонов, некоторые из которых были весьма жадны до кровавых жертвоприношений. Эти культы не носили упорядоченного характера и являлись низшими формами шаманизма, политеизма и пр. бесопоклонства. К философии и учению классической Tантры и Агам они абсолютно не имели никакого отношения.
Shri Basaveshvara. Родившийся в семье шиваитского брахмана, он вырос в духовной атмосфере. Он не принимал традиций и обычаев только в силу их авторитета. Сам кастовый брахман по рождению, в 8 лет он снял с себя брахманский шнур сказав своему отцу примерно следующее: «Почему моя старшая сестра не прошла упанаяну?» Его отец не мог такого допустить. Посоветовавшись с семейным Гуру, человеком большой святости, Басаву отправили в Гурукулу, специальную школу духовного образования под непосредственный контроль его семейного Гуру. Место называлось Кундала-Сангама, в то время это был большой образовательный центр, где он получил как светское, так и духовное образование. Его миссия была социально ориентированной и предназначалась для передачи учения максимально большому количеству потенциально готовых к его принятию людей. В то время как брахманская традиция ограничивала и ущемляла права людей на обретение ими знания и духовного пути. Упраздненная Басавой кастовая система сделала возможным посвящение для всех, кто подходил к нему по качествам, не по рождению.
Однако нельзя сказать, что до Басавы это учение не проповедовалось и не передавалось. Басаву в Южной Индии часто сравнивают с Буддой — он так же упразднил сложный культ и обрядность и устранил привилегии брахманов и дал простую и доступную практику обычным людям. От Будды его отличало то, что буддистское течение проходило во вне и отдельно от ортодоксального индуизма, а учение Басавы раскрывало его внутренние аспекты не порывая с традицией. Социальные устои в Индийском обществе — это нечто большее, чем политика, которая проходит где-то наверху. По законам каст в Индии люди живут до сих пор, не говоря уже о том, чем это было тысячу лет назад. Все начинания и социальная иерархия, определялась и определяется учеными-брахманами и патриархами, учителями духовности. По крайней мере их власть над умами простых людей гораздо сильнее чем у нас. Любой социальный переворот невозможен вне контекста религии, т.к согласно шастрам цель любой политики — служение дхарме, а не борьба за власть. Кто-то может верить кто-то нет, но с законами дхармы обязаны считаться все. Только человек высокой духовности и моральных устоев мог что-то сделать в социальном пространстве Индии, не прибегая к насилию. В этом феномен Басавы. В конце пребывания его на посту премьер-министра был один эпизод: Король Биджала приговорил 2-х вирашайвов к смерти за нарушение кастового закона о замужестве, за что спустя год сам поплатился жизнью. Его убили в его же собственном дворце последователи Басавы.
До него оно передавалось к учителя от ученику в ашрамах и духовных обителях, принадлежащим последователям других школ Шиваизма и было скрыто от социального большинства. (До проповеднической миссии Басавы на территории Карнатаки Шиваизм был распространен в виде движений Капаликов, Каламукхов, Пашупатов и Шайва-Сиддханты. См. 6 школ Шиваизма.) Басава воссоздал древнюю практику и вместе с тем адаптировал её к современным для него условиям, проводя духовное учение в социальную плоскость.
Рассматривая истоки учения можно отметить его близость к Наянарам Шайва-сиддханты, среди которых так же не существовало деления на касты, и главной чертой которых было подвижничество, святость и преданность Шиве. Учение передавалось не только в чисто традиционных формах, таких как классические санскритские тексты, а так же в форме вачан — текстов и стихов изложенных на народном, нелитературном языке, но приравненных к ведическому и агамическому откровению, постольку поскольку они передавали суть учения и состояние людей, достигших самореализации.
Учение Басавы было простым по содержанию обращалось ко всем людям. Приведу несколько главных постулатов:
- Человек нуждается в Боге
- Представление о едином Боге должно быть высшим, все остальные представления о божествах должны быть отброшены.
- Полное предание себя Богу весьма непросто, но это единственный путь к окончательному освобождению.
- Называть Богом жизнь саму по себе порочно.
- Касты должны быть упразднены.
- Частная собственность так же.
- В социуме женщины должны иметь равный статус с мужчинами.
- Самый последний человек должен иметь доступ к высшему учению, а массы людей должны знать путь к духовно более высокой жизни.
- Высшее учение должно быть доступно на родном, общепринятом языке.
- Астрология, магия и другие оккультные науки не имеют никакого отношения к реальной преданности Богу и духовному пути.
Смысл его поучений исходил из двух позиций: первая по отношению к брахманам “высших” каст, следующих букве предписаний, но утративших связь с их духом и к низшим кастам шудр и неприкасаемых, живущих в темноте религиозных предрассудков и суеверий. Множество поучений, подобных этим по форме, присущи средневековой Европе и коммунистическому движению начала-середины 20-го века. Но следует отметить одну существенную разницу: Басава не призывал своих последователей к насильственным действиям по отношению к соотечественникам или другим нациям, делая акцент на отречении от частной собственности по принципу карма-йоги: любая власть и богатство принадлежат не человеку, а Богу. Если человек распоряжается им для служения Богу, он достигает самореализации и освобождения несмотря на то владел он ими или нет.
Множество культов, исповедуемых неприкасаемыми, носили откровенно демоничный характер. Их обьектами были божества, духи и демоны материального мира, а ритуалы часто сопровождались кровавыми жертвоприношениями. Эти культы закабаляли своих приверженцев в магизме и чувственности и служили препятствием на пути к реализации — религия брахманов для неприкасаемых была полностью закрыта.
Так же Басава выступает против Джайнизма и Буддизма, отвергающих идею личного Бога и потребность человека в вере в него, и заменяющих его метафизическими и философскими теориями. Однако вероисповедание Басавы не расходится с истиной Санатана-дхармы о том, что Бог один, а его имен много. Но это не означает, что человек должен поклоняться всем божествам, установленным в индуистских храмах. Все учение Басавы пронизано монотеизмом и культом Ишта-деваты, Шивы, которого он называет Богом сливающихся рек. Вачаны Басавы исполнены живого отношения с Богом и глубоко личных взаимоотношений с ним. Вместе с тем, эти поучения могут помочь мистикам не пасть жертвами препятствий на духовном пути и проникнуться подлинным духом бхакти, свободного от эгоизма, жажды славы и власти.