Сканда пурана. Отрывок.
Приведу отрывки из Сканда-пураны. (Моtilal banarasidass 1996 DELHI. 4-я книга Каши-канда. гл.41 Путь йоги.)
Глава содержит уже знакомые читателям строки из Хатха-йога прадипики, шивасамхиты и Гхеранда самхиты, тем не менее, некоторые детали передаются иначе…
Текст излагается от лица Сканды (Картикеи, Муругана) — сына Шивы (царя йогинов) и адресован риши Агастье.
Глава начинается с описания стадии жизни Ванапрастхи (лесного отшельника) и Саньясы. После чего излагается сам путь йоги с его составляющими. Путь йоги выделяется особо, так как йога является основным инструментом знания… По окончании перечисления многочисленных форм йоги и их деталей, упоминается, что, помимо простых препятствий в этой йоге, приходят и сложные в форме сиддхи (от совершенства в методе). А также о сложности процесса, который «едва ли выполним в одно рождение». Посему в конце главы дается упрощенная замена практики йоги посещением святых мест и тиртх в Каши (Варанаси) и прилегающих к нему мест, в которых душа сможет воспринять присутствие Высшего и прийти в него в момент смерти…
Так же, как и то, что человек должен посвящать себя йоге в тот период жизни, «пока смерть не пришла, органы чувств не ослабли, а тело не истощено болезнями (183)».
«Без исполнения долга перед первыми тремя стадиями жизни, желающий совершенства не достигнет своей цели (15)».
(… в связи с чем, вкратце излагаются установления для каждой из стадий жизни. Годы: 8-25 — ученик , 25-50 — домохозяин, 50-75 — отшельник, 75-100 — саньяси. Предписания, так как текст настаивает на прохождении всех четырех установлений жизни: 1 — ученик, 2 — домохозяин, 3 — отшельник, 4 — отрешенный. Приведены первоисточники, которыми нужно руководствоваться. Так как жизненный опыт стадий жизни и духовное образование (в обществе того времени), полученное на его основе составляют цель и метод йоги. Перечисляются способы приобретения знания… Прим. пер.)
«Не пробужденный Атман людей слабого интеллекта пребывает связанным, тот же Атман, постигаемый мудрым, достигает состояния свободного от ограничений (38)».
Вот формы знания о самости: Шрути, Смрити, пураны (священные тексты), науки, наставления (упанишады), шлоки (стихи), сутры и комментарии. После обретения знания ищущий должен применять разновидности этого знания в практике, такие как обеты, аскезы, способы контроля ума, преданность (Богу) и пр. Этот Атман должен исследоваться во всех стадиях жизни.
Освобождение становится доступным через знание Атамана, оно не может случиться без йоги. Этой йогой можно овладеть только практикой на протяжении долгого периода. 42.
Йога не достигается просто пребыванием в лесу или прочтением различных текстов. Не обрести ее ни через благотворительность или соблюдение обетов, ни через аскезы, ни ритуалами. 43.
Не обрести йогу ни позой лотоса, ни взглядом на кончик носа, ни тщательным очищением (тела), ни повторением мантр, или способами поклонения. 44.
Лишь упорной и непрерывной практикой, с постоянной приверженностью, не поддаваясь унынию можно обрести йогу и ни как иначе. 45
Занятый постоянно в практике, погруженный в высшее, кто удовлетворен пребыванием в своей самости, близок к совершенству в йоге. 46
Кто не видит в мироздании чего-либо отличного или противоположного Атаману, лишь он может называться совершенным йогином. Его наслаждение — пребывание в своем Атамане и он пребывает с Ним в постоянном единении. 47
Союз ума и атмы (души) называется Йогой знающими. Объединение праны и апаны также называется йогой. 48
Немудрые и незнающие говорят, что удовольствия от контакта чувств с их объектами есть Йога. Знание и освобождение далеки от тех, чьи умы привязаны к мирским наслаждениям. 49
Деятельность ума очень сложно контролировать. До тех пор, пока ум неподконтролен, может ли быть разговор о йоге? 50
Ум очищается от влияния чувств, после чего он объединяется и должен удерживаться в состоянии единства с душой (атмой). Лишь тот, кто осуществил это, может называться обладающим йогой. 51
Человек должен растворить свою душу, умом свободным от всех ( побочных состояний, бхав), в Высшем Брахмане. Только это и может называться Йогой и Дхьяной (сосредоточением). Прочее — лишь многословие. 52
Объект переживается через прямой опыт лишь теми, кто регулярно практикует. Из-за тонкости постижения внутренний Брахман не может быть описан. 56
Подобно тому, как вода, подгоняемая ветром, не остается спокойной даже на секунду, также и беспокойный ум не в силах постичь Брахман. 57
Чтобы придать устойчивость уму, ищущий учится контролировать прану (жизненные дыхания). Практикой йоги шести ступеней. 58
Шесть ступеней — асана (позы), пранасамродха (контроль дыхания), пратьяхара (отвлечение чувств от объектов и направление их энергии на ум), дхарана (удержание), дхъяна (медитация), самадхи (поглощение). 59
Существует множество асан, их столько же, сколько живых существ. Устойчивость тела достигается асанами. 60
60-64. Описание сиддхасаны, падмасаны, свастикасаны …:
Ищущий должен заниматься практикой в месте благоприятном для всех чувств, где ум удовлетворен и нет каких-либо препятствий…
65-68. Условия и место, состояние тела и сознания:
При практике человек не должен быть голодным или переевшим, нуждающимся в посещении туалета, уставшим от ходьбы, обеспокоенным (чем-либо) в мыслях.
69-91. Пранаяма: детали.
Низшей пранаямой тело греется и потеет, средней подрагивает, и высшей поднимается в воздух… 91
Ищущий должен избавиться от недостатков пранаямой, греховных действий — пратьяхарой, обрести решимость и устойчивость ума через концентрацию, видение Бога через самадхи. 92
Освобождение в самадхи достигается после оставления должного и недолжного, благоприятных и неблагоприятных плодов действий. 93
Устойчивость тела достигается благодаря асанам, пратьяхара (контроль чувств) достигается 12-тью пранаямами, дхарана (состояние концентрации) благодаря 12-ти пратьяхарам, (или 144 пранаямам), дхьяна (благоприятное состояние приближения к Богу) составляет 12 дхаран, или 1728 пранаям. Самадхи составляет 12 дхьян, или 28736 пранаям. После самадхи блеск Бесконечного самосветящегося является (видимым). Когда он видится, все последствия действий, круговорот рождений и смертей исчезают. 94-96
Когда жизененный воздух (прана) достигает неба (сквозь брахмарандхру), звуки колоколов и музыкальных инструментов (звуки НАДЫ) становятся слышимы. Это указывает на достижение духовной силы. 97
Правильно практикуемой пранаямой исцеляются все болезни. Но при неправильно выполняемой и повторяемой пранаяме, они же и приобретаются. Такие как икота, отдышка, кашель, боли головы, ушей и глаз. 98-99