Философия йоги II
Автор: Шри Кумарсвамиджи
II
Сегодня никто не сомневается в древности традиции Йоги, в том, что цивилизации Индии знали о ней уже 5000 лет назад. Широкий мировой интерес к этой традиции, появившийся в последние десятилетия, послужил уверенным началом тому, что йога теперь изучается больше как наука, чем как искусство.
На теорию и практику йоги оказывает влияние широкий запас научных знаний и научный опыт с сопутствующей ему точностью индуктивного метода. Очевидно, что в ходе этого медленного, но верного процесса интерпретация взглядов и опыта йоги с помощью современных научных терминов сыграет важную роль катализатора.
В недавнем прошлом йога пережила свое возрождение, которое происходило в трех основных направлениях. Первое заключалось в утверждении взаимосвязи между йогой и ведантой. Второе — в распространении йоги со всеми ее преимуществами как в Индии, так и на Западе. Третье — в применении йоги как профилактического и лечебного средства от болезней тела и ума.
Опыты и клинические исследования, проведенные в Индии и других странах, доказали, что йога стабилизирует кровяное давление, сердцебиение, омолаживает эндокринную систему, а также улучшает концентрацию, медитацию и работоспособность.
Последние исследования медитации, основанные на биологических и химических открытиях таких элементов, как энкефалины, обнаружили, что ключ к исцелению лежит внутри нас. Нам не нужно всецело полагаться на внешние формы лечения. Сейчас ученые пытаются найти методы, которые позволят контролировать работу эндокринной системы. Исследования показывают, что йога обладает необходимыми методами для сбалансирования метаболизма и нервной системы. Необходимо, чтобы наука пересмотрела свои основные, метафизические предположения. Сегодня взгляды науки ограничены и предвзяты. Действительно современная наука разработала новые технологии, высадила человека на Луне, открыла новые организмы и т.д. Но она говорит нам слишком мало о человеческом сознании. В науке йоги важным считается признание того факта, что сознание случайно и само по себе форма материи, хотя и не измеримо физически. Йога утверждает, что сознание — это не продукт материи, оно само — базовый принцип, на котором держится вся видимая вселенная, хотя может иметь и «случайный» характер с точки зрения внешнего проявления.
Йога уделяет особое внимание этической подготовке садхака или желающего следовать ее пути. Яма и Нияма, то есть десять основных моральных принципов, должны непременно соблюдаться каждым, кто желает достичь просветления в ходе своего духовного развития . Философия йоги предупреждает о том, что нежелательно искать сиддхи и особые психологические силы без крепкой моральной основы. Об этом много говорил, но другими словами Святой Павел. Он прямо признавал, что у человека есть духовное тело, отделимое от его физического тела, и что существуют различные способности, такие как ясновидение, пророчество, целительство и т.д. Но он уделял особое внимание тому, что без твердой моральной основы в характере человека, они подобны звуку меди звенящих цимбал.
Роберт Мюллер определил четыре основных потребности человека: потребность в физической жизни, потребность в умственной самореализации, потребность в этике и потребность в духовности. Но последняя потребность еще недостаточно признана. Нам необходимо образование касающееся глобальной духовности, которое начинается с личности и заканчивается всем человечеством. Духовность — это процесс, в котором сознание растет и развивается до тех пор, пока не будет способно соединиться, погрузиться в высшие уровни бытия, и это имеет отношение ко всем сферам человеческой жизни: науке, искусству, политике, психологии, медицине и образованию. Холистическое (holistic) глобальное видение должно признать его трансцендентность и имманентность.
Духовность — это йога, а йога — это опыт ощущения мощного присутствия духа или Атмана. Духовность или йога — динамический, а не статический процесс трансформации и роста; это неотъемлемая часть развития человеческой зрелости, как отдельной личности, так и целого общества.
Принципы философии йоги заключаются в следующем:
Признание вселенской жизни, наполненной разумным, сверхсознательным началом. Существования непрерывной преемственности жизни, представленной различными классами существ, причем человечество является лишь одним из них. Существования непрерывной коммуникации всех этих классов существ, что бы независимо от стадии своего развития, индивид мог найти возможность общаться с существами более высокого развития, чем он сам, независимо от того, воплощены они в этом мире или нет. Поэтому необходима вера в мастеров, посвященных и высших существ, составляющих непрерывную линию, которую венчает сам Логос.
Перевод Н.Шуваловой.