Образование
В древние времена в Индии существовали гурукулы, где учителя и ученики жили в мирной и дружелюбной атмосфере. К счастью, это были не торговые союзы, а своего рода предприятия, основанные на духе сотрудничества. Отношения между учителями и учениками носили священный характер. Учителя высоко почитались. Тогда профессия учителя считалась не просто ремеслом, а призванием, миссией. Долгом учителя было сделать учеников хорошими гражданами, наделить их жаждой нового опыта и любовью к знаниям. Ученики обучались различным видам искусства и ремесла, изучали религию и философию, а также посвящались в тайны Йоги.
Гурукулы основывались в лесах, и окружающая обстановка наделяла их некоторыми особенностями. Со всех сторон их окружал разнообразный мир природы, благодаря чему они находились в тесной связи с ее различными аспектами. Находясь в непрерывном контакте с живым развитием природы, их целью было не приобретать, а осознавать, расширить сознания, развиваясь вместе с окружающим миром, становясь его частью. Они чувствовали, что истина познается во всем, что в жизни не существует абсолютной изоляции, и что единственным путем к истине является взаимопроникновение нашей сущности во все остальные объекты. Осознание великой гармонии между душой человека и душой мира было самой главной целью гурукул древней Индии.
Затем наступили времена, когда девственные леса уступили место сельскохозяйственным полям, и вокруг них вырастали богатые города. Образовывались сильные королевства, которые поддерживали коммерческие отношения с великими державами мира. Но даже во время расцвета материального благополучия сердце Индии с восхищением оглядывалось назад на идеальную систему гурукул, на благородство простой, уединенной жизни среди лесов и черпало свое наивысшее вдохновение из мудрости, хранимой Упанишадами.
Жизнь в гурукулах была очень схожа с жизнью ашрама. Ученики собирались вместе для достижения наивысшей цели своей жизни. В гурукулах жизнь была не только созерцательной, но энергичной и активной. Там ученики учились осознавать свою душу в безграничном лоне вселенной. Там никогда не переставали восхищаться восходом, закатом и молчаливыми звездами, с радостью и признанием относились к каждому празднеству природы, будь то время цветения или время урожая. Там молодые и старые, учителя и ученики за одним столом вкушали свой ежедневный хлеб и хлеб вечной жизни.
Одиннадцатая анувака Тайтирья Упанишады, одной из существующего ряда Упанишад, содержит квинтэссенцию всех советов, которые давались ученикам: «Говори правду, соблюдай этические обязательства, не уклоняйся от изучения писаний, не уклоняйся от приобретения мастерства в различных работах, пусть мать твоя будет для тебя богом, пусть отец твой будет для тебя богом, пусть гость твой будет для тебя богом, выполняй лишь те работы, которые чисты от пороков, и никакие другие, из наших поступков следуй лишь хорошим и никаким другим.»
Одиннадцатая анувака — это наставление учителя для учеников, которые только что закончили свое обучение и должны скоро покинуть гурукулу. Она похожа на прощальную речь в современных университетах и полна облагораживающих чувств, в чем современные выпускники ее легко превзойдут.
Мы не можем возродить ни прежний образ, ни содержание гурукул, но мы можем возродить дух, ради которого они создавались. Их широкий взгляд на жизнь учитывал все ее ценности: духовные, этические, общественные — каждой из них уделялось равное внимание. Тогда признавали пользу и важность общественных ценностей, но приоритет неизменно отдавался духовным и этическим ценностям. Сегодняшнее образование является целиком светским, этические и духовные ценности сегодня непопулярны. Здесь очень уместны мудрые слова Т.С. Элиота:
![]() |
«Жажда денег и удовольствия, цивилизация технологий убивают силу сознания и духа. Когда мы исчезнем, пролетая над руинами наших домов, ветер скажет: Здесь жили вполне порядочные безбожные люди, Их жизнь — лишь миг на асфальтированной дороге И тысяча потерянных мячиков для гольфа». |
Это высказывание станет печальным послесловием нашей цивилизации, если она будет заботиться лишь о технологиях и забудет о всякой этике. Полноценное образование должно не только тренировать интеллект, но очищать сердце и дисциплинировать дух. Образование не может быть полным, если оно не уделяет внимание сердцу и духу.
В Индии полагают, что все знания уже находятся внутри нас, и образование должно пробудить их, а не привить извне. Самая простая цель образования заключается в том, чтобы научить нас самих думать за самих себя, а не загружать нашу память чужими мыслями. Стандарты либерального образования, как оно понималось во времена Аристотеля, все больше и больше разрушаются утилитаристами и сентименталистами. В результате, идея образования все больше сводится к инструктированию и информированию. А образование, которое ограничивается только инструкциями, вовсе не образование. Инструкции прекращаются в момент расставания с классной комнатой, а образование прекращается с завершением жизненного пути. Необходимо развивать различные способности памяти, рассуждения и обоснования, ибо из них строится здание мысли и знания. Американец Вильям Фонс критикует американскую систему образования: «В Америке существует самая широкая система государственных школ, самые большие здания колледжей, самая широкая программа обучения, но нигде в мире, кроме Америки, образование не является таким слепым в своих целях и таким безразличным в его результатах. Одна из проблем образования заключается в его отрицательном характере. Оно всегда стремилось подавлять недостатки, а не развивать добродетели».
Образование необходимо для приобретения знания. У знания есть много сопровождающих: оно должно сочетаться со здравым смыслом, с методом, с благотворительностью и с добродетелью. Знание без здравого смысла — глупость, без метода — ущерб, без благотворительности — фанатизм, без добродетели — духовная смерть. Знание муравья так же важно, как знание звезды, знание тела так же существенно, как знание души.
Индусы утверждают: «Вкушайте плод знания, если хотите достичь божественного». Евреи провозгласили: «Да не вкусите вы плода познания, ибо это ввергнет вас в грех». В этом — фундаментальное различие между видением мира индусами и евреями. Народ Индии посвятил все свои силы приобретению знания как средства для достижения божественного, в то время как другие нации относились к знанию как к средству достижения социальных целей. Индусы воспринимают божественность не как чистую неизменную форму, а как динамический процесс, включающий все богатства и разнообразие жизни. Поэтому для них не существует различия между светским (мирским) и духовным образованием. Со временем видение истины было утрачено, в результате чего нация впала в состояние инертности и нездорового пессимизма. К счастью, в обществе происходят перемены и предпринимаются попытки возрождения как светского, так и духовного образования, что позволит человеку обрести целостное видение и раскроет в нем все аспекты личности. Такое видение нашло свое выражение в философии согласованного образования.
Образование — это хлеб души, без него человеческие способности остаются неразвитыми и не приносят свои плоды. Если зерно упадет в необработанную землю, будет страдать от недостатка влаги и заботы трудолюбивого пахаря, то жизненная сила, находящаяся внутри зерна, так и останется бесплодной. Так и свобода человека, его права, обязанности и социальные условия — все это всецело зависит от уровня полученного им образования. Поэтому в нынешнее время мы особенно нуждаемся в истинном духе образования. С тех пор как Индия получила независимость, прошло 45 лет, но она все еще не смогла восстановить свою национальную систему образования. Необходимость национальной системы образования обусловлена тем, что только из нее произрастает национальное сознание, без нее единое для всех граждан образование, равенство прав и обязанностей становится формулировкой, лишенной смысла. Сначала станьте индусами, снова обретите наследство ваших предков. Обретите снова дух Веданты, Гиты и Йоги. Живите этим и вы станете сильными, великими и непобедимыми.
В отчете об уровне образования, опубликованном в Нью-Дели, Министерство образования замечает: «Мыслящие люди самого различного общественного положения очень обеспокоены прогрессирующим разложением ценностей и следующим из этого упадком общественной жизни. Очевидно, что нынешняя ситуация становится опасной тенденцией, так как кризис ценностей все больше распространяется в школах, колледжах, университетах, как среди учителей, так и среди студентов, а также и в других общественных сферах. Поэтому возникает необходимость переориентации образования, с той лишь целью, чтобы люди осознали, что эксплуатация, чрезвычайные ситуации и насилие не могут продолжаться, как и то, что организованное сообщество не может поддерживаться без соблюдения и усиления некоторых норм общественного, политического и экономического поведения. Наше богатое прошлое учит нас тому, что последовательная и жизнеспособная система ценностей должна внедряться через учебные процессы, основанные на рациональном, научном и этическом подходе к проблемам бытия».
Горячей критике подверглась действующая система образования страны, так как служила целям политиканов и так называемых «общественных деятелей». Невозможно отрицать необходимость безотлагательных и далеко простирающихся перемен этой системы. Ибо уже сегодня мы с трудом видим ее общественный смысл, и возможности предметно-материального применения в жизни. Родник образования теперь беспрерывно источает мутный ручей плохо образованных мужчин и женщин, которые затем терпят крушение, ибо страна не в состоянии предоставить им рабочие места. Желание перемен не подлежит сомнению, вопрос в том, кто и когда принесет желаемые перемены. По-видимому, политические лидеры страны вполне удовлетворены избитыми высокопарными фразами. Очевиден тот факт, что кроме того как кричать до хрипоты о тяжелом состоянии образования, они сделали очень мало для разработки адекватной национальной образовательной системы. О пунктике, идущем под названием «основное образование», говорили много, на него тратят огромное количество рупий, но все без толку. Необходимая сегодня система образования должна быть свободна от правительственного вмешательства и контроля, что на самом деле и будет означает частичное вмешательство и контроль с его стороны. Работникам образования уже давно пора проснуться и взять проблему образования в свои руки, дабы без всяких предубеждений начать её решение в верном направлении.
Важной частью образования является изучение истории. Говорят, что хотя мы и учим историю, она не учит нас. Но это означает лишь то, что мы недостаточно внимательно читаем тенденцию событий. История прошлого Индии показывает, что Индия пришла в упадок, когда ее ослабел ее центр, когда обострились внутренние разногласия, когда позволили распространяться голоду и болезням, когда администрация стала нечистой и коррумпированной. Современная история с новой силой доказывает ту же истину. Россия до революции, Германия до появления Гитлера, Китай в 40-е и Египет в 50-е — все это свидетельствует в пользу все той же истины. Сегодня мы наблюдаем в Индии широко распространенное среди граждан ощущение потерянности и неудовлетворенности. Избавление от этого принесет популяризация идей национального единства, возможности иметь честное правительство, свободное от своекорыстных интриг, сделать общественным достоянием плоды труда и, прежде всего, добиться формирования группы мужчин и женщин, которые были бы в состоянии управлять своим характером и развивать положительные качества своей личности.
Да, да — учителя, профессора и родители — вы все принадлежите к Гуру парампаре. Поэтому каждый из вас должен быть человеком характера и дисциплины. Самый благородный вклад в процветание, который может внести каждый, — это хороший характер. Давайте не будем говорить, что человек — кузнец своего счастья, но скажем, что каждый человек кузнец своего характера, ибо характер — это судьба и целью образования должно стать создание такого характера.
Йога утверждает единство жизни во всех существах вселенной. Это единство выражается во взаимопроникновении организма и окружающей его среды, а так же в непрерывном взаимообмене между ними. Жизнь, как процесс организации, постоянно развивается. Это организация происходит последовательно на различных уровнях. Единство жизни, ибо именно она создаёт эти уровни, соединяет их вместе в органическое единство; в форме космических галактик или в отдельных живых существах. Какого бы уровня ни достигла жизнь, ее действия всегда принимают два направления — она интегрирует ранее организованные уровни в единство с новым уровнем в виде синтеза. Уже достигнутые уровни — это минералы, растения, животные и человек. Функция растительной жизни биологическая, а тела материальная. Функция животной жизни психическая, а тела биологическая. Функция человеческой жизни духовная, а тела психобиологическая. В человеке духовная функция интегрирует психическую и биологическую в их синтетическом единстве. Духовная функция — это Атман, дух или истинное Я.
В свете этих постулатов давайте рассмотрим то, чему мы обучаем. Главное значение образовательного процесса — это выявление, вызывание к жизни, пробуждение силы, заложенной в истинном Я. Именно истинное Я определяет развитие жизни индивида как человеческого существа, чьи скрытые способности постепенно проявляются в течение эволюционного процесса. Именно истинное Я обнаруживает истинную человеческую жизнь, если ей задано верное направление. Именно истинное Я является различными проявлениями сознания, которые мы определяем как физические, эмоциональные, ментальные, этические и духовные, в зависимости от аспекта его проявления. Это истинное Я зависит так или иначе от взросления своего физического тела, без которого оно не способно было бы проявляться, и от правильного образования, чтобы оно могло действовать как целостная личность.
Под влиянием теории бихевиоризма ( букв.- поведенчества) многие психологи отвергают концепции, которые не содержат рациональное объяснение конкретной материальной мотивации поведения человека. Но таким концепциям отводится заметное место в образовании, хотя они игнорируют истинное, духовное Я человека. Мы не можем обосновать причину появления гения ни наследственностью ни факторами окружающей среды, все это не может быть исчерпывающими объяснениями. Буньян (Bunyan) был сыном лудильщика, Канова был сыном резальщика по камню, Карлайл был сыном каменщика, Кант был также сыном лудильщика. Как объяснить тот факт, что все они были гениями? Ни обстоятельства, ни наследственность не благоприятствовали их появлению. Возможности, которые имели Фарадей, Линкольн и Блушер (Blucher), далеко не сопутствовали успеху. Поэтому было бы мудрым предположить, что причина выдающегося ума или гения не в наследственности и не в окружающей среде, а в истинном Я. Именно истинное Я является третьим фактором, который в силах превзойти и наследственность, и окружающую среду.
Образование — это дисциплина, и цель образования — улучшить умы молодежи, дабы они думали за себя самих, а не загружать их память чужими мыслями. Под образованием подразумевается не обучение людей тому, чего они не знают, а обучение правильному поведению и мудрому мышлению. Нужно обучать мальчишек и девчонок самоконтролю, привычке сдерживать страсти и предрассудки стойкостью и силой воли. Необходимо дисциплинировать чувства, сдерживать страсти, внушать стоящие мотивы и прививать глубокое чувство преданности. Все это включено в цели образования. Вебстер говорил: «Если вы работаете по мрамору, ваша работа погибнет, если по меди — ее сотрет время, если вы возводите храмы, они превратятся в пыль, но если вы работаете с молодыми умами, наполняете их справедливыми принципами и чувством любви к ближнему, вы запечатлеваете на этих «табличках» нечто такое, что будет жить вечно». Главная задача школ и колледжей — развивать то неощутимое, что мы определяем как личность. Но сегодня стандарты истинного образования, которое должно стремиться к развитию здоровой личности, стремительно разрушаются. Вот почему недисциплинированность, анархия и «неординарное» поведение так процветают среди студентов. Настоящее образование — единственное лекарство от болезней, порожденных современным миром. Образовательные учреждения становятся все более коммерческими, более техническими, но чем больше они станут таковыми, тем быстрее они перестанут быть хранилищем мудрости.
Истинный порядок образования должен выстраиваться согласно трем принципам — что полезно, что красиво и что духовно. Полезное включает в себя изучение наук и технологий, красивое — изучение искусства и литературы, духовное — изучение религии, философии и йоги. Пять основных критериев образования заключаются в следующем: правильность и точность использования родного языка, ибо ученики должны понимать свой родной язык, уметь читать и писать на нем; утонченные и мягкие манеры, которые являются результатом единства мысли и действия; здравые суждения о красоте и достоинстве; умение мудро рассуждать о вещах и способность прилежно выполнять работу. Образование обращается ко всем аспектам личности, тогда как инструкции — лишь к интеллекту. Инструкции без образования подобны рычагу без точки опоры.
Университеты должны представлять философию всеобъемлющего, всестороннего образования. Университет — это группа, объединение людей, стремящихся к знаниям. И обязанность университета — распространить и расширить все аспекты знания. Знание является личным делом каждого и зависит от личного общения. Можно выучить основные принципы из книг дома, но тон, окраска и истинная живость, что заставляет знание жить в нас, могут быть переданы лишь теми, в ком все это уже живо. Сегодняшние университеты, куда мы приходим за знанием, изобилуют книгами и лекциями. Образование заключается не только в инструктаже, но и во вдохновении, а искра вдохновения всегда передается лишь от живого человека. Природа дала детям пищу в виде материнского молока, дети одновременно имеют и еду и мать. Молоко служит пищей для их тела, а любовь матери пищей для их души. Это полноценное питание. Простая истина говорит, что настоящие отношения человека с миром лежат в личной любви, а не в механическом выполнении закона. В сфере образования любовь между людьми ощущается еще острее, ибо образование помогает проявиться скрытым возможностям души.
Возможности человека держать под контролем инстинкт, интеллект и пробуждение интуиции — ключевые характеристики для человека перед образовательными организациями, и через тесты на них должен пройти каждый учащийся. Первое усилие образования должно быть направлено на развитие воли ребенка, ее правильную тренировку и на управление его инстинктами. Инстинкты — это наследственная или врожденная часть характера. То есть их закладывает природа, не образование, а это означает, что инстинктивное действие не заучено. Курица высиживает свое потомство, клюет еду, руководствуясь лишь инстинктом, таким же образом молодые пауки строят свои гнезда.
Интеллект — это улучшение инстинкта на основе прошлого опыта. Становится очевидным, что сознание является атрибутом живых организмов. Интеллект — это вид сознания, который делает возможным сбор и обработку фактического знания. Второе усилие образования должно быть направлено на привнесение культуры, с помощью обучения человека правильному использованию своего интеллекта. Третье усилие должно выявлять и развивать интуицию, которая научит нас гармонии в жизни и обществе. Чтобы человеческая жизнь была положительной как в индивидуальном масштабе, так и в мировом, необходимы два виды гармонии: внутренняя гармония интеллекта, воли и эмоции и внешняя гармония, соотносящаяся с волей других людей. Сегодняшняя система образования оказывается несовершенной в двух аспектах.
Существует последовательность между инстинктом, интеллектом и интуицией. Гений или выдающийся ум происходит не из инстинкта и не из интеллекта, а из интуиции. Университеты должны видеть себя хранителями единства трех методов: инстинкта, интеллекта и интуиции, которые обучают человека всесторонне. Необходимо, чтобы открытие добродетели, подчеркивание важности идеалов и развитие абстрактного мышления стало целью университетского образования.