Наука и духовность
Автор: Шри Кумарсвамиджи
Наука и Духовность — две дисциплины, непосредственно связанные с мыслью. Наука полагается на объективные факты, то есть на события, воспринимаемые умом посредством чувств, через расширение их границ или без него, с помощью того, что мы называем научными инструментами: микроскопа, спектроскопа, гальванометра, камеры и т.д. Ко всему этому наука прилагает наиболее строгое индуктивное обоснование. Она предпочитает разрабатывать эксперименты, которые заставляют природу показать, какая из ее гипотез ближе к истине. Она прямо признает, что объектом ее изучения являются наши наблюдения за природой, а не сама природа. Она стремиться сократить объекты наблюдения до простейшего порядка и схемы концепций, которые она смогла бы выразить. Невидимые объекты, стоящие за видимыми объектами наблюдения она называет протонами, электронами, фотонами и т.д. Наука больше не основывается на здравом смысле, а так же не утверждает, что ее формулировки являются конечной истиной. Большим числом своих представителей она признается как Форма Искусства. При ее построении большое количество ученых основывается на хорошо сформулированных, всеобще принятых принципах. Среди которых безличная честность, точность наблюдения, записи и расчета, ясность и четкость мысли и ее выражения, долг все подвергать сомнению и критике, а так же скупость гипотез. Скупость гипотез очень дорога ученым и одновременно является сильной и слабой стороной формы Искусства, которую они создают. Ее сильная сторона состоит в меньшем количестве более простых объектов наблюдения, которые, по их мнению, и позволяют прийти к большему количеству и сложности объектов наблюдения. Её слабая сторона в стремлении объяснить множество явлений с помощью всего лишь нескольких гипотез, и в этой ошибочной попытке принять последнее за истину. А в некоторых случаях это привело к намеренному исключению необъяснимых с их точки зрения фактов из области научного наблюдения, как, например, психические явления.
Духовность — это видение реальности, из которой мы способны уловить лишь проблески. Моменты такого видения представлены в руководствах по Йоге и писаниях. Некоторые воспринимают их, как откровение высшей силы (authority), точно так же, как и в науке. Наука идет вперед с помощью прямого наблюдения, в то время как духовность развивается через интуитивную реализацию. Ученые тоже используют интуицию, но не доверяют ей, пока не получат доказательства через наблюдение, а лучше с помощью эксперимента. Последователь духовности, наоборот, развивает интуицию в настоящий инструмент получения знания. На это направлена вся система духовного развития. Для него является вполне разумным использовать интуицию и развивать ее в способность получения непосредственного духовного видения, которым обладали великие мистики, и которая для них так же убедительна и естественна, как для обыкновенного человека способность видеть собственными глазами. Очевидно, что в этом случае для не обладающих интуицией умов, которые ставят наблюдение превыше интуиции, постоянно пренебрегая ей, многие духовные идеи остаются вымыслами. Развивая интуицию в инструмент знания, духовный ученик не стремится пренебрегать наблюдением, а наоборот оттачивает и совершенствует его не только для подтверждения собственной интуиции, но и для вклада в знание всего человечества. Процесс совершенствования собственных способностей к наблюдению происходит естественно и постепенно и зависит от личного опыта и прилежания. Но когда он начинает развиваться, определенные скрытые органы восприятия становятся задействованными, благодаря чему область восприятия выходит за пределы науки со всеми ее совершенными инструментами. Именно эту расширенную способность восприятия духовный ученик использует как критику и как интеллект (intelligently). Это критичное, развитое и умственное (intelligent) наблюдение называется ясновидением, но его не нужно путать с практически бесполезными психическими способностями медиумов и предсказателей, с ясновидением интеллектуального подмира. Данное ясновидение — это способность чтения логики событий. Оно видит настоящее в прошлом и в будущем и в настоящем. Для ясновидящего прошлое и будущее обращаются в бесконечное настоящее. Для него
![]() |
![]() Все время теперь, расстояния — здесь, Исчезли проблемы, решения — есть, Эгоистичных целей нет, привязанностей нет, Для него во всем и в каждом ответ. |
Мы живем в эпоху науки, и современная наука заново открывает некоторые из истин древней мудрости. Мы, как и раньше, идем по пути, по которому шли предки в доисторические времена нашего мира. Следовательно, должен существовать другой способ исследования, результатом которого и является древняя Мудрость. Этот метод называется субъективным, и он не противоречит научному методу, а дополняет его. Но все же субъективный метод превосходит научный, так как он наиболее исчерпывающий, имеет большее количество данных, из которых модно сделать выводы. Во-вторых, он располагает данными через непосредственное видение внутренних процессов явлений, в третьих, он наблюдает длинную временную протяженность, превосходящую тысячи лет, с помощью ясновидения. Духовность с удовольствием признает факт существования других миров, отличных от физического мира ученых, и что эти миры или планы сознания много тоньше и чище физического мира.
Метод интуиции, на который полагается наука, несомненно, превосходит индуктивный метод науки. Все Знание — это результат лишь проблесков интуиции. Роль индуктивного метода — предать ему форму. Например, проблеск интуиции был у Кекуля: как-то ему привиделась змея, пожирающая свой хвост, и он открыл теорию замкнутой цепи или кольцевой структуры, которая объясняет строение бензола и его производных. Это имело далеко идущий эффект на развитие органической химии. Озарение может прийти к ученому в результате месячной или годичной умственной работы, но в момент, когда оно наступает, ум спокоен и интеллект бездействует. Джагадиш Чандра Боуз, известный ученый, отмечает следующее: «Я знаю точно, что видение истины приходит только в отсутствии каких-либо источников, отвлекающих внимание, и когда ум находится в абсолютном покое».
Существуют и случаи, когда проблеск интуиции открыл научную истину, которую не может открыть просто интеллектуальное мышление. Необходимость в индуктивном методе, в применении к установленным фактам природы, показала себя неадекватной. Квантовая теория, теория относительности, принцип неопределенности и т.д., которые принимаются физиками, не основаны на строгих установленных фактах природы. В основном они основаны на выводах из математических законов, задача которых — объяснять факты. Некоторые мыслители критиковали этот метод, который кажется совершенно противоположным строго научному подходу. На самом деле, наука уже использует новые способы совершать открытия, но до сих пор боится признать интуицию средством исследования. Все, чего наука достигла сегодня, — это только фрагмент того, что ждет ее в будущем. Когда она добавит к своим индуктивным методам метод интуиции, ее достижения будут великолепны, так как интуиция открывает высшие аспекты природы. Природа дуальна и существует в двух аспектах. Она существует здесь внизу, в качестве фактов и событий, которые может воспринимать интеллект. Но она также существует выше, в своих основных характеристиках, независимо от времени, пространства и смены событий. Интуиция позволяет человеку настроится на высшие аспекты природы и увидеть вселенную не как дуальный механизм, а как самодостаточный механизм, увидеть истину не как абстракцию, а как конкретную энергию, и признать эволюцию не как теорию, а как действие.
Если проследить историю развития науки, становится ясным, что индуктивный метод постепенно уступает интуитивному. Из атомистической теории развилась теория электронов, из теории электронов — квантовая теория, из квантовой теории — волновая теория, а последняя не является ничем иным как абстракцией, полученной благодаря математической интуиции. Наука, философия, искусство и религия — цветы неповторимой красоты, и каждая представляет лишь одну сторону истины. Если их соединить и обвязать золотой нитью духовности или Йоги, получиться букет, красота и великолепие которого во многом превзойдут красоту самого прекрасного цветка. Человечество тогда будет развивать и использовать скрытые силы, сфокусированные в интуитивной способности, в направлениях, о которых сегодняшний мир не имеет ни малейшего представления. Многие из современных методов устареют, так как главным станет непосредственное знание. Далекое будущее даст множество новых ключей, которые откроют двери в те области, где встретятся наука и духовность.
Жизнь — это импульс, и он должен идти сквозь материю, рыхля ее, облекая в формы и контролируя. Он поднимается от вещественного к жизненному, от жизненного к ментальному, от ментального к моральному, от морального к духовному, но его критерий остается неизменным. Он всегда остается тем, чем он является — творческой силой. Творческая сила — это Шакти. Энергия постоянно проявляется в материи, и она проявляется в более тонких формах, если она более изящна (graceful) и интегрирована (integrative). Степени различных видов энергии представлены следующей иерархией: физическая, жизненная, ментальная и суперментальная. В физической области инерция или аспект энергии Тамас является наиболее активным; в жизненной и ментальной доминирует аспект Раджаса; но в суперментальной области самым активный — аспект Саттвы. Супер ум постоянно работает над развитием божественных форм, которые необходимы для божественного выражения. Они так же реальны как любые физические или ментальные формы. В некотором смысле они более реальны, так как представляют высшие силы, которые движутся в духовной сфере. Именно интуиция позволяет нам войти в контакт с духовной сферой.
Сегодня интуицией пользуются философия, наука и искусство. Ее психологическая реальность признаться даже теми, кто высказывается против ее метафизичности. Большинство школ психологии от древних идеалистов до современных позитивистов теперь сходятся во мнении, что сознание — это динамический импульс, свойственный ему во всех его функциях. Интуицию они рассматривают, как самоутверждение центрального сознания. Если интуиция — это само осознание единицы сознания, то психология интуиции — это психология собственного Я. Чтобы найти это «я» или Атмана, психолог должен идти дальше ощущений, действия, чувства и мысли. Тогда в этой трансцендентности он найдет свое истинное Я, создателя всех энергий, единицу сознания, которая не является ни мыслью, ни действием, ни восприятием, но источником мысли через ум, эмоции через сердце, действия через жизненную энергию или восприятия через органы чувств.
Наука дала человеку чудеса, выходящие за рамки воображения. Ученые запустили в космос искусственные спутники на высоту 300 миль, которые вращаются вокруг земли со скоростью 18000 миль в час и делают один круг вокруг земли за 90 минут. Наука расширила границы своих завоеваний, которые теперь простираются за стратосферу. Это стала началом новой эпохи, продвижение науки вместе с покорения человеком небес. Наилучший пример — небесная лаборатория. Человек высадился на Луне. Но за передовыми воздушными изобретениями последуют соответствующие совершенствования в производстве смертельного оружия, а значит угроза миру на Земле. Человек разгадал тайны небес. Но пока останутся нетронутыми регионы собственного Я, научные джины, которые он создает в воображении, рано или поздно могут получить свободу и разрушить своего собственного создателя и цивилизацию, что он построил.
Волнение исследования и радость познания известны только тому, кто испытал их на собственном опыте. Существует множество видов исследований внешнего мира, в макрокосмосе, в которых наука преуспела в огромной степени. Но существует другое исследование, которое может совершить любой человек, это самоисследование, изучение внутреннего мира, микрокосмоса. Есть дорога к самопознанию — для этого нужно погрузиться в тишину собственной сущности и дотронуться до самого глубокого уровня сознания, который дарит непрекращающееся спокойствие и силу, заново преобразующую все вокруг. Это погружение в тишину позволяет человеку увидеть мир с точки зрения высших измерений, следовательно, по-новому взглянуть на проблемы жизни. Только размышляя о внутреннем Я или Атмане в самых глубоких тайниках своего сердца, человек познает самого себя и получить силу, чтобы прорваться через коконы низшей природы и воспарить свободным в высшие области сознания. В этом и состоит цель духовности, так как она открывает нам дверь к побегу из порочного круга обыкновенного человеческого сознания в Сверх Сознание Божественности.
Перевод Н.Шуваловой.