Жизненные ценности
Автор: Шри Кумарсвамиджи
У одного ученого из Вашингтона как-то спросили, что он думает о Боге. Он ответил, что Бог, если он вообще существует, это водород, углерод, то и другое одновременно, и добавил, что, возможно, это термоядерное расщепление атома, ибо лишь благодаря этой реакции на земле возможна жизнь. В сегодняшний век науки и электроники такой ответ для нас нисколько не удивителен. Престиж науки настолько высок, что человеку трудно противостоять соблазну и не уступить предлагаемым ей удобствам и удовольствиям, дабы улучшить свое материальное благосостояние. Где же тогда необходимость веры в Бога для современного человека, место которого для него занимает современная секулярная культура. Х. Дж. Уэллс предсказал, что человек станет Богом, что наука искоренит болезни, сотрет с лица земли бедность и устранить войну. Время показало, что его предсказание было ошибочным и абсолютно бессодержательным. Наука не сделала ничего подобного, а лишь усилила страх перед атомной войной. Бертран Рассел, ссылаясь на сегодняшнюю ситуацию, ставшую результатом научного прогресса, и ее воздействие на человеческие ценности, сказал следующее: «Сегодня человечество нуждается в сострадании, в такой простой вещи, что мне просто стыдно и страшно упоминать о ней, как только представлю насмешку, с которой критики встретят мои слова». Сострадание (Dayа) или доброта, является неотъемлемой частью религии и отражается в жизни каждого святого.
История свидетельствует о том, что были на земле люди, прожившие свои жизни в непосредственном контакте с Богом. Мы называем их мистиками или святыми. Их единственной молитвой были слова: «О, Господи, мы умоляем Тебя помочь нам идти от разделенной жизни к жизни единой». Им не нужно оспаривать существование Бога, ни покидать этот мир. Они проживают свою жизнь с такой удивительной уравновешенностью, что могут сказать: «Существует Дух, который не желает делать зло или мстить за неправильные деяния, но наслаждается тем, что все в этой жизни имеет возможность, в конечном счете, наслаждаться Им.
Человек — ничто без духа, которым он обладает. У него есть духовная жизнь, еще более очаровательная и свободная, чем физическая. В жизни есть множество достаточно сильных стимулов, чтобы дух навсегда восторжествовал на более высоком уровне мышления и жизни, чтобы человек мог жить и торжествовать в области, где альтруизм является мотивом каждого человеческого действия. Таким состоянием сознания обладает святой, и все стимулы приходят к нему изнутри. С этой точки зрения изучение мистицизма будет весьма плодотворно для будущего духовной революции человеческой расы. Мистицизм видит эволюцию телеологии человеческого расцвета в святых и мудрецах, которые, как это было и раньше, являются маяками на духовном пути. Все святые одинаковы в своей святости и едва возникает какое-либо различие, когда они достигают абсолютной Божественности. Святой подобен цветку, где бы он ни был, он источает тот же аромат, излучает ту же любовь и свет. Именно он «суммирует» духовные силы своего времени и дает миру силы двигаться дальше по духовному пути. Современный человек стоит перед множеством проблем. Его наука находится в превосходном состоянии, но психика в плачевном. Он измеряет глубины и высоты, но не способен сконцентрировать свой ум на себе самом. Он открыл телевидение, но у него нет ни само видения, ни космического видения, чтобы увидеть себя во всем или все в себе. Он не находит согласия с самим собой, следовательно он в разногласии с обществом. В его жизни одна прихоть сменяет другую. Его жизненные страсти бушуют, нарушая Библейские заповеди. Современный человек укутывает свое тело в одежду, умножает свои желания, живет в комнатах с толстыми стенами, даже в дневное время работает под электрическим светом, засыпает с помощью транквилизаторов и отравляет тело наркотиками, его жизнь переполнена заботами, переживаниями и волнениями. Жизнь — это и лампа и пламя. Жизнь — это лампа, которая горит без фитиля и масла; это пламя, которое не потухнет даже от сильного порыва ветра. Жизнь — это не то, что светится ореолом, но это и не раскрашенная проблема. Это не что иное, как прославленная книга молитв, где мы с удивлением читаем о яркости и блеске творения. Разделяемая многими идея, что жизнь — это долина слез, также неверна, как и идея, которая по вкусу большинству, что она предназначена для развлечения. Жить — это серьезное дело, к которому стоит приступать со смелостью и с духом само пожертвования. «Если эта жизнь в действительности не является борьбой, в которой успех привносит что-то во всю вселенную, тогда она нисколько не лучше частных театральных представлений, которые мы можем покинуть по собственному желанию».
Что является конечной целью жизни? Конечной целью жизни является познание жизни, которое никогда не кончается. Жизнь динамична, это путешествие, а наши наслаждения и получаемые блага — ничто иное, как маленькие гостиницы на ее придорожной части, где мы можем немного освежиться и набраться сил, чтобы идти дальше до самого конца. Священна та ноша, которую вы несете в этой жизни, несите ее торжественно. Не отчаивайтесь в горе, не связывайте себя грехом, но двигайтесь дальше, выше, пока конечная цель не будет достигнута.
Величие жизни открывает себя в человеческом поведении, в его характере. Изначально слово «характер» означало отметку на печати или монете. В этом смысле оно стало означать отличительные черты личности. Характер не имеет ничего общего с богатством или властью. Римский император Нерон обладал и тем и другим, но мы не считаем его человеком характера, да и его характер не имел ничего общего с хорошими психологическими ни даже с чисто механическими навыками философской проницательности. Сократ не обладал привлекательной внешностью, тем не менее, он оказывал огромное влияние на молодежь Афин. Характер не ищут во внешних проявлениях. Это часть, ценная посылка души человека, и ее основное предназначение — свободная воля. В широком смысле характер можно определить как жизнь, в которой преобладают принципы, а не капризы. Это общая сумма присущих или приобретенных этических черт, которые дают человеку его этическую индивидуальность.
Человек характера в одних и тех же обстоятельствах будет действовать практически одинаково. Его мотивы не меняются и его поведение последовательно. Чтобы выстроить характер нужно уделять большое внимание самоконтролю, вере, терпению и честности. По существу, характер рождается и питается из одной и той же добродетели — самоконтроля. Контроль над самим собой или само обуздание — это огромное достижение, к которому стремится человек. Подчиняться своим собственным страстям — это мучительное рабство. Тот, кто хорошо руководит собой, может хорошо руководить другими. Каждый отец спрашивает своего сына, может ли он читать Шоу или понимает ли он Шекспира, но редко спросит, может ли он сдерживать свои страсти, знакома ли ему благодарность, человечность и справедливость. Каждое противостояние искушению, каждая победа над греховной мыслью, сдержанное горькое слово, каждый благородный поступок — все это хоть немного, но увеличивает силу великого движения, которое ведет человечество к более богатой и высокой жизни. Настоящая слава проистекает из молчаливой победы над самим собой, без этого победитель будет лишь первым рабом. Когда Александр Македонский подчинил весь тогда известный мир и плакал о том, что не осталось территорий, которые могли бы противостоять его армии, его слезы были невольной данью неизвестной ему монархии, то есть человеческой империи, которая правила над ним. Лок прав, говоря, что самое драгоценное владение — это власть над своими страстями и предрассудками. Сила выдержать испытание, переносить страдания, противостоять опасности, сила следовать своим убеждениям, не смотря на всевозможные угрозы и насмешки, сила оставаться спокойным и не терять опору и надежду во время стрессов и штормов. Само обуздание не принадлежит ни к какой религии, оно принадлежит человечеству. Необходимо отсекать низшую природу, если пытаешься подняться до более высокой сферы.
Второе условие выстраивания характера — это вера. Верьте в себя, верьте в Бога, верьте в мир, в котором в живете. Вера и опора на себя самого — это залог настоящего роста, личного или коллективного. Вера и страх несовместимы. Скажите мне, сколько причин существует для страха, и я скажу, насколько вам не хватает веры. Дайте мне точку опоры, сказал Архимед, и я сдвину мир. Гете изменил этот постулат в указание: «Сделайте место, где вы — точкой опоры и двигайте мир». Да, оставайтесь твердо укоренившимися в себе, в вашем Атмане, после чего двигайте мир. Имейте ту веру, ту шрадху, которая придала храбрости молодому Ничикете встретиться лицом к лицу с Ямой и задать ему вопрос. Это та невидимая вера, которая зажигает огонь жизни, которая пробуждает огонь воли.
Третье условие — это терпение. Вера и терпение неразрывны. Терпение — это не пассивность, наоборот, это активность. Это сконцентрированная сила, секрет терпения — это выносить и воздерживаться. В жизни бывают такие тяжелые обстоятельства, когда все дорогие и драгоценные дары, каждая редкая добродетель, каждое истинное дарование зачастую подвергается испытанию, но только чтобы очистить удивительный эликсир, терпение. Терпение — это первой великий и необходимый урок. Но не мрачное, бестолковое и скептичное терпение, а терпение полное спокойствия, набирающее силу, которое осматривается и готовит себя к часу больших ударов, пусть их будет немного, но достаточно, чтобы изменить судьбу.
Последнее условие — это честность. Свет всегда движется по прямой линии, поэтому будьте прямолинейны в своем поведении. Эта прямолинейность в жизни и есть честность. Честность — это не только лучшая политика, но и лучший принцип. Честный человек — это благородная работа Бога. Он бесстрашен, его бесстрашие напоминает нам о словах Шекспира: «Твои угрозы полны ужаса, но честность — мое сильнейшее оружие, и минует меня ужас как беспечный ветерок, который не вызывает у меня уважения».
Помимо личных ценностей существуют и общественные ценности такие, как правосудие, свобода, равенство и братство, которые являются неотъемлемой частью жизни общества, которые подразумеваются под Человеческими Правами. Права человека были провозглашены в 26 июня 1945 благодаря подписанию Хартии Объединенных Наций. Ее цели изложены в предисловии: «Мы, участники Организации Объединенных Наций, твердо намерены спасти последующие поколения от бича войны, который дважды в нашей жизни принесла неописуемые беды человечеству, и утвердить веру в человеческие права, а также установить условия, при которых правосудие и уважение перед обязательствами, происходящими из договоров и других видов международного закона, будут сдерживаться… решили объединить наши усилия для достижения этих целей».
Здесь хорошо бы вспомнить, что описанная Декларация прав человека Организации Объединенных Наций звучит как эхо слов Джефферсона: «Все люди созданы равными, создатель одарил их определенными неотъемлемыми правами, среди которых жизнь, свобода и поиски счастья». Эти слова — это не просто пропагандистские фразы, но результат глубоко прочувствованной веры, которая вдохновляет миллионы. В своем последнем письме Джефферсон написал: «Большая часть человечества не была рождена с седлом на спине, как и несколько благополучных не были рождены в ботинках со шпорами, дабы по милости Бога законно использовать первых как ездовых лошадей».
Мы радуемся основанию таких организаций, как Организация Объединенных Наций, так как это символ демократии, свет надежды, который пробивается из-за туч. Но свет еще не распространился и не рассеял облака. Политическое небо до сих пор покрыто тучами страха, подозрений, ненависти и горечи.
Посмотрите на международную ситуацию — вид далеко не оптимистичный. Если мы посмотрим на международную арену, где основные силы заняты непрерывными столкновениями, где они сражаются за стратегические базы, где они ищут союзников, чтобы реализовать свои мотивы, честные или предательские, где они способствуют развитию разрушительных движений в рядах своих оппонентов, мы испытаем подавленность, угнетенность и уныние. Человек может испортить человека, но правительство, которое основывает свою политику на силе и оппортунизме, делает животными целую нацию. Мы не можем продолжать накапливать оружие до бесконечности и обуславливать сознание людей войной, при этом, не подвергаясь риску войны. Либо случиться взрыв разрушительного характера, либо основные силы соединяться в любящем рукопожатии. Последнее — это всего лишь красивая надежда, тогда как первое может рано или поздно случиться.
Демократия — это великая ценность, которую мы любим и почитаем. Именно демократия уважает человеческое достоинство и свободу. Именно демократия способна привести нас к миру, но демократия, функционирующая сегодня, по своей сути больше академична, чем органична. От имени демократии появляется распущенность в административных органах и в человеческом поведении. Джеральд Херд (Gerald Heard) заметил: «Осталось надежды на старую индивидуализированную демократию, нет надежды на будущее у демократии, которая является не живым организмом, а неоднородной массой абсолютно обособленных людей, которые держаться вместе только в унижающей надежде, что каждый может что-то получить от этого сообщества».
Органическая демократия подразумевает прогресс, как в дисциплине, так и в свободе. Это часовой, который стоит у ворот свободы и равенства. Она признает принципы единства в разнообразии, а применение этого принципа в политике означает поддержание сосуществования. Концепция сосуществования — это не изменяющаяся политика, а признанная философия. Идея мирного сосуществования наций, как условие необходимое для международного мира, — это факт, а не вымысел.
О чем человечеству необходимо задуматься — это над тем, чтобы у каждого была еда, кров, одежда, образование и медицинское обслуживание. Не смотря на сверх избыток разнообразных товаров, люди умирают от голода посреди изобилия, подобно тому, как моряки умирают от жажды посреди воды. Это одна из аномалий современности, на которую потомки будут смотреть с удивлением.
Теперь я задам несколько вопросов, пожалуйста, ответьте на них. Умрет ли от жажды рыба, плавающая в чаше с водой? Нет. Умрет ли от голода обезьяна, живущая в кокосовой роще? Нет. Умрет ли от недостатка пищи личинка, находящаяся в яблоке? Нет. Позволят ли человеческие существа, живущие в изобилии, миллионам своих собратьев умереть от недостатка самого насущного? — Да. Пожалуйста, скажите мне, почему так происходит. Так происходит от человеческого эгоизма и корысти. Помните, что слава жизни в бескорыстном служение, а не в деспотичном правлении. Служение и самопожертвование — это долг всех тех, кто преуспел в обществе. Говорить о самопожертвовании надо вовсе не бедным и необразованным, ибо они и так невольно пожертвовали многим. Именно богатые, те, кто воспитан и образован, те, кто имеет много хорошего в жизни, должны быть готовы пожертвовать себя ради возвышения других.
Индия всеми силами пытается сохранить моральные ценности такие, как ахимса или ненасилие. Она придерживается этического социализма, основанного на человеческих правах. «Многотысячелетняя история культуры Индии показывает, что тонкая, но сильная нить единства, которая проходить через бесконечное разнообразие жизни, была сплетена без помощи политического давления и угнетения, но видением пророков, молитвами святых, размышлениями философов, воображением поэтов и художников, а также, понимание того, что это единственные способы расширить и надолго укрепить национальное единство.»
Индия — это нация, но данная нация — это не новая раса, только что вышедшая из мастерской природы или созданная современными условиями. Это одна из старейших и одна из величайших цивилизаций на земле. «Она обладает неукротимой жизненностью, неистощимым величием, внутренней жизнью и прекрасным потенциалом. Она ассимилировала множество источников силы из западных мелодий крови (strains of blood) и других видов человеческих цивилизаций; теперь она ищет пути к лучшей жизни, чтобы подняться и стать организованным национальным единством. На протяжении многих веков у Индии была великая история. Весь Восток отражает ее культуру. Мы должны представлять, чему нас научила Индия со времен Хараппы и Мохеджо-Даро до сегодняшних дней. Центральная истина, которую с благоговением хранила Индия, заключается в том, что существует тесная связь между умом человека и движением вселенского духа. Мы можем осознать это через практику само контроля и сострадания. Много рас, религий и культур работали над этим. Именно этот дух дал Индии демократическое мировоззрение, которое характеризуется духом терпимости. Сила духа Индии поддерживала нас в трудные времена в прошлом и будет поддерживать в будущем, если мы все еще верим в этот дух. Имейте веру в силу духа и в идеалы нации. Студентов нужно учить подходить к проблемам жизни с мужеством, само контролем и чувством баланса, которых требуют новые обстоятельства. Другими словами, они должны развивать характер — якорь, удерживающий лодку жизни.
Индия верит, что цивилизация — это не только развитие технологии или увеличение богатства, она верит, что это состояние ума, состояние человеческих отношений. Именно такое общество она пытается построить, стремясь не только к материальной реабилитации, но и к культурному и духовному омоложению. Поэтому на индусах, особенно на молодежи, лежит священная ответственность построить новую Индию, свободную от нужды и болезней, свободную от проклятия каст и изгоев, свободную от нищеты, неграмотности и эксплуатации. Такая великая цель должна вдохновить индусов и поддержать их в предстоящей работе.
Перевод Н.Шуваловой.