Продолжение бесед с Шри Шайлендрой Шарма.

Вот что ответил мне на дальнейшие вопросы мой Гуру, когда я попросил его пояснить вопросы с мудрами и пр. техниками, описания которых встречаются в текстах.

— В Хатха-йога Прадипике вначале идут асаны, затем мудры. Вопрос в следующем: что актуально для пробуждения кундалини, и с чего эта практика в реале начинается?

— Практики предшествующие мудрам ; асаны, нади-шоддхана, капалабхати, бхастрика, шитали,и пр.
Их целью является очищение каналов, они. широко известны, далее следуют мудры их эффект простирается вплоть от пробуждения и поднятия кундалини, обретения бессмертия и восьми совершенств ( 8 аишварьяс ) но как и в каком порядке они выполняются никто не знает. Текст призывает эти вещи держать в секрете и тогда они будут эффективными — иначе они не принесут плода. Ученик должен получить их от своего Гуру. Описание мудр следующие — махамудра, махабандха, махаведха, кхечари, удияна бандха, мулабандха, джаландхара бандха, випарита карани, ваджроли, шакти чалана. Эти десять мудр превозносятся как уничтожающие смерть.
Не все тексты по хатха-йоге подразумевают одну и ту же систему, при том, что разделы текстов Гхеранда-самхита, Шива -самхита и Хатха-йога Прадипика в основных разделах повторяют друг друга. Надо понимать, у каждого из мастеров был свой метод преподавания йоги, если мы дальше продолжаем изучать текст, важно просто остановиться и следовать букве текста, не пытаясь его как-то домыслить или исказить, подогнав под какую-либо из существующих ныне систем. В то же время важно следовать той традиции знания, которой учит живой учитель, и тогда спустя какое-то время станет понятным из практики, что же хотели сказать в тексте старые мастера и какие состояния сознания передавали ученикам. И это внутреннее исследование делает совершенно очевидным факт, почему эти мастера не торопились передавать знания большому количеству учеников и формировать группы последователей.
Есть еще одна деталь, последнее время в Индии комментированием работ по йоге занимались люди, не имеющие к практике прямого отношения.
Даже рикша или торговец знает кое-что о йоге и иногда умеет делать простые асаны, что же говорить о высоко кастовых брахманах читающих текст на санскрите?

— Встречается огромное количество текстов по йоге с разными комментариями…

— Не всегда брахманы и шастри комментировавшие тексты по йоге подходили к проблеме как текстологи, чаще они давали на практики свои комментарии не имевшие ничего общего с реальными практиками, или пускались в длительные экскурсы из пуран описывающих структуры мироздания.

— В комментарии Вьясы к йогасутрам Патанджали описывается структура мироздания…

— Однако сама сутра никак с этой темой не связана.

— Но, есть множество учителей йоги передающих те или иные разделы Хатха-йога прадипики, Гхеранда-самхиты, Шива-самхиты, вполне адекватно. При этом нельзя сказать, что они переданы неверно или искажены (шаткарма, асаны,).

— Но в том, что касается разделов «мудры, пранаямы, дхараны, самадхи — учителей найти достаточно сложно, если это и получается, то условия и уровень практики совершенно не соответствует представлениям учеников. И уж точно, что дальше этого учителя такого рода научить вас не в состоянии. Иначе здесь бы вас не было, разве не так? Знание хатхи всегда оставалось одним из самых сложных и трудно достижимых искусств, наши традиции хранят память величия древних учителей хатхи таких как Горокхо и Матсиендра-натх, ученики Горокхо-натха. Текст Х.Й.Пр. говорит « благословенна страна в которой проживают йогины, тысячи домохозяев достигают мокши через благословения йогинов, что говорить о тех, кто задействован в практике непосредственно…». Даже цари искали расположения йогинов и боялись навлечь на себя их гнев. Да и сами стандарты их практики весьма отличались от возможностей среднего человека.
— Гхеранда- самхита повествует о 25-ти мудрах практика которых дарует успех йогинам: Маха-мудра, Набхо-мудра, уддияна , джаландхара , мулабандха, махабандха, махаведха, Кхечари, Випаритакарани, Йони, Ваджроли, Шактичалани, Тадаги, Мандави, Шамбхави, Панчадхарана, Ашвини, Пашини, Каки , Матанги, Бхуджангини. …

— Гуруджи, но ведь три бандхи общеизестны?

— То что называют тремя бандхами на самом деле достаточно сложные и комплексные техники оригинального исполнения которых на западе не знает никто. Благадаря им достигаются 8 сиддхи.
Что говориться в х.й.пр.?
— Каждый метод должен держаться в секрете, подобно тому, как хранят драгоценности. Вот что говориться о джаландхара-бандхе.
— Воздух, поступаемый извне и опускается, вниз сдерживается горловым замком подобно змее, подгоняемой палкой, сушумна выпрямляется подобно палке. Кундалини покидает Иду и Пингалу и устремляется в сушумну.
— Как думаешь, похож ли этот процесс на обычное опускание подбородка вниз?
— Подобным же образом, описываются прочие мудры.
— Что сказано о Кхечари?
— Ее называют «королем мудр», в хатха-йога прадипике говориться «нет мудры выше кхечари» Дословный перевод кхечари означает «кхе» пространство «ачари» путь, движение.
— Пространств существует множество-акаша как внешнее пространство – небо , антар-акаша(внутреннее пространство) хридайя-акаша(пространство сердца), манаса-акаша- пространство ума, и пр.
О каком из них идет речь? Может о всех сразу?
— В освоение практики включено несколько техник, как это видно из текста; заглатывание языка вверх, установление потока дыхания в сушумне и его остановка. По тексту видно что у мудры несколько стадий, а ведет кхечари к состоянию Унмани — в котором происходит поглощение ума в его первопричине.

«Когда воздух прекратил движение в правой и левой ноздрях, и его движение началось по среднему пути, тогда там Кхечари мудра обретается. Нет сомнения в этом(4.42)».

Прана устремляется в сушумну что находится между Идой и Пингалой и останавливет свое движение там,тогда Кхечари мудра становится устойчивой.(4.43)

Та мудра, которая выполняется в пространстве называемом вьйома чакра и не поддерживаемом ничем, что находится между Луной и Солнцем называется кхечари.4.44

Несравнима ни с чем, божественная сушумна должна быть закрыта языком повернутым назад.4.45

Движение праны должно быть так же прекращено и вовне и тогда это действие становится кхечари. Посредством практики кхечари достигается состояние Унмани. 4.46

Место пребывания Шивы находится в межбровье и ум так же поглощается там. Это состояние в котором ум поглощается, известно как турия и смерть не может проникнуть туда. 4.47

Кхечари должно практиковаться до тех пор пока Йога-нидра (Самадхи) не будет достигнуто тот кто вошел в 4.46

не может быть повержен смертью.4.48

Освободив ум от всех мыслей не думая ни о чем практикующий должен сидеть устойчиво подобно наполненному кувшину. )4.49

Когда воздух внутри и во вне становиться неподвижным, дыхание вместе с умом пребывает устойчивым(4.50).

Посредством практики днем и ночью дыхание пребывает под контролем по мере увеличения практики ум становиться спокойным и устойчивым.(51)

Благодаря очищению тела Амритой (нектаром Луны) от головы до подошв ступней. Практикующий, обретает совершенное тело, способности и силы.(52)

Это отрывок из Х.Й. Пр.

Есть ли сходство подобных стадий кхечари в крия-йоге которой учите Вы?

— Практики выполнения кхечари мудры — в криях -начальный уровень. Но это имеет очень важное значение для всех последующих стадий. Так как, пока нет кхечари, я не могу учить дальше.
Прохождение джихва-грандхи (узел языка) позволяет восстановить и замкнуть сушумну, между вишудхой и аджней есть промежуток который должен быть пройден за счет языкового замка, он и есть начальная форма кхечари, без этого сушумны как таковой можно сказать что нет вполне, — она разделена. Именно поэтому начальные практики не включают целого ряда пранаям и бандх, которые без языкового замыкания не будут работать либо могут нанести вред. После того как сушумна замкнута начинается другая стадия пробуждающая центры тонкого тела и результат следующих нескольких крий приводит к тому что постепено начинается выделяться секреция, о которой говориться в текстах как об амрите и которая изменяет структуру тела и процессы старения…Тексты рассматривают при этом совокупный эффект нескольких мудр и пранаям; простое замыкание языка и ввод его в область носоглотки не дадут тех сиддхи которые делают кхечари королем всех мудр, а практикующего наделяют бессмертием. Здесь это необходимая, но в тоже время начальная стадия процесса. В тоже время, достижение кхечари даже в простом варианте- уже кое-что. В крия-йоге не делается искусственных подрезаний (солью или лезвием) и вытягиваний языка (куском ткани или щипцами) так как это описано в текстах, метод — специальные практики и ничего более.

-За сколько средний человек может освоить кхечари?

Все зависит от кармы и мотивации…
Длина языка и возможность его ухода за верхнее небо соответствует тому, насколько у человека есть кармическая предрасположенность, — кто-то делает за 3 дня кто-то за 5-10 лет, а кому-то,- не судьба в этой жизни. Но в среднем — нормально от полугода до полутора — двух лет. Без кхечари дальнейшая практика невозможна, это первая ступень.
Слишком рано тоже плохо, человек не сможет почувствовать другие составляющие крии, а они не менее важные.
Традиционно у кхечари достаточно широкий спектр применения, некоторые аюрведические препараты в том числе с ртутью готовят при замкнутом кхечари.

— Как происходит подьем кундалини в крия-йоге?

Подьем кундалини происходит, но не только снизу вверх, а так же поток опускается сверху вниз, грандхи- узлы означают моменты перехода шакти из одного состояния в другое- более близкое к абсолютному сознанию. Это так же соответствует внутреннему времени, где у каждой последующей чакры оно иное чем у предыдущей.
Достижение джихва-грандхи, или кхечари называют брахма-грандхи, проход центра манипуры и анахаты,
Называют вишну-грандхи, и муладхары,- Рудра грандхи. Это процесс нисхождения в муладхару.

-Как выглядит общий процесс практики?

Процесс делиться на 10 главных техник крии на каждой из которых практикуются особые формы бандх, пранаям и мудр и в этом крия йога нашей традиции сходна с Х.Й. Прадипикой. Процесс построен так, что одна практика является подготовительным этапом к следующей, более интенсивной.
То, что на начальном уровне делается за 3 часа, на более продвинутом делается за 12 минут и так дальше. В этом крии — более продвинутый вариант того что можно найти в текстах. Та концентрация, которую ты развиваешь за 10 дней практики, спустя несколько лет может быть достигнута тобой за полчаса. По-началу, нужно очень много работать, если конечно есть стремление чего-то достичь в йоге. Ты не выдержишь проактику более высокого уровня, если не прошел подготовительные ступени.
Чем дальше тем они сложнее и сложнее. Это процесс движения пран, каналов и внутреннего «времени сознания» с постепеннным ускорением- замедлением его потоков; ближе к центру ближе к Махакале- повелителю времени.

— Когда в Гите, Арджуна спрашивает Кришну «- Кто ты?
Он отвечает»- Я- время и пришел уничтожить всех этих героев…»
Отождествление сознания с внешними обьектами и зависимость от внешних чувств и ума обусловленного опытом снимается практикой крии и сознание расширяется до своих изначально безграничных масштабов и способностей. Весь процесс называют на языке йоги возжиганием Агни (жертвенного огня — или огня йоги в физическом теле) который приносит человеку знание самого себя и своей неограниченной природы. Но отправной точкой является все же физическое тело и его чувства и органы,- все, что делает ум, он делает посредством тела и духовный смысл обретения тела, — использование его как инструмента для развития сознания. Через чувства происходит осознание реальности и это важный опыт, переход к сверхчувственному познанию начинается с опыта на уровне действующих органов чувств, включая положение тела, управление концентрацией ума, дыханием — все это в йоге взаимозависимые вещи.

— Управление умом и чувствами сложная вещь, как это возможно?

— Регулярной практикой и детальным исполнением полученных наставлений.

— Известно, что йога как учение призывает к целибату, и часто не всегда ясно в какой мере он должен выполняться.

— Следуй обетам. Если у тебя есть жена, можешь, заниматься с ней сексом пока не надоест. Если ты выполняешь садхану, это произойдет скорее, чем ты это себе можешь представить. Понимание подлинной природы чувств в йоге не ведет к их аскетическому подавлению, так и в отношении целибата — это особая тема, главное здесь понимание факта, что изначально чувства это внешние инструменты ума, без которых он лишен силы. Секс это всего лишь репродуктивная функция. Ты читал, что я написал об этом в своем комментарии к Гите?

— Это программа сохранения генетического наследия мужчины, которая может быть выполнена только женщиной. За влечением стоит страх смерти, а тело – лишь модификация сперматозоида, стремящегося добраться до матки, чтобы спастись от уничтожения, тогда как в природе женщины – функция сохранения и защиты рода…? При достижении высшего рождения через то йони ( которое можно увидеть в йони-мудре), этот страх смерти исчезает…

— Да … эволюция сознания не подавляет, а наоборот развивает чувствительность, выводя сознание за пределы чувств как таковых. Техника йоги- инструмент воздействия на сознание через тело. Это вход в бессмертное тело души и того кто ее сотворил. Это происходит через каналы, которые активизирует кхечари, махамудра, махабандха,махаведха , джаландхара- бандха,мулабандха и пр..Практика научит контролировать тебя такие вещи как секс, не растрачивая жизненной силы.

-Випарита карани в перевернутом варианте не в счет?

-Випарита карани — это смена праны и апаны, а не разновидность сарвангасаны.

— Но практика описывает ее как подъем стоп (пада) вверх?

— В контексте произвольного толкования текста Х.Й. Прадипики не избежать проблем — даже в падмасане стопы смотрят вверх(!).
Освоение некоторых бандх (удияна, джаландхара по тексту) изменяет процесс дыхания на тот что был у нас до рождения это позволяет оставаться без дыхания значительное количество времени не испытывая физического дискомфорта. Но это может произойти только как результат садханы. Ребенку не нужно есть, пить дышать — мать делает все за него,- в подобном состоянии пребывают йогины.

— Какой порядок процесса освоения?

— Процесс крий достаточно прост; ты учишься, совершенствуешь, и затем достигаешь мастерства в той или иной крие. Это мастерство дает возможность двигаться дальше.

— Сколько на это нужно времени?

Эта практика может быть сделана за одну жизнь, включая все 10 крий, вопрос в мотивации.
Это сложно, но выполнимо.

— Гуруджи, насколько далеко простираются возможности этой практики?

— Я учитель крия йоги уже больше 20 лет у меня более 700 учеников, и я не знаю, что еще предстоит. Я не встречал ничего подобного, хотя в свое время объехал всю Индию в поисках Гуру и встречался с многими известными учителями..

— Каково ваше мнение о реальной практике йогасан применяемых не для физических, а духовных целей и в чем здесь главное отличие?

— Асаны при их длительном удержании формируют балланс тело- ум, обеспечивая выход тела на уровень в котором пребывает духовная самость, — неуничтожимое и бессмертное я. Тело в асане лишь инструмент — для входа в свет души не надо постоянно тренировать тело.

— Вход в дхьяну и внутреннюю форму асаны происходит автоматически, если каждая из асан удерживается 3 часа 36 минут.
Она становиться частью тела. Практика асан в древности соответствовала подобным стандартам, и это время имело отношение не только к падмасане-сиддхасане, а так же и к более сложным асанам, маюрасане и прочим физически сложно выполнимым позам. Сочетается ли на начальном этапе крии длительная практика асан с интенсивными пранаямами и мудрами?

— Для крий асаны нужны две- падмасана сиддхасана. Тело — инструмент который используется духом, его реальный подьем на духовный уровень происходит после пробуждения пранических токов и тонких каналов это не фитнес- к этому процессу нельзя подходить как к физкультуре, это духовная дисциплина, образ жизни, целью которого является пробуждения сознания, а не только лишь мощное и гибкое тело. Ум западных практиков хатхи часто так привязан к телу, что они не в состоянии воспринять того что находиться за его пределами.

Делались ли описанные вами практики асан делались в одно или в разное время?

В начале асаны, их не смешивают с пранаямой, но когда практикуют пранаяму и мудры- асаны уже не нужны, но если тело привыкло только к физической работе это может создавать некоторые проблемы.
При пранаямах грудная клетка расширяется, а некоторые асаны ее сужают, если их делать слишком много, это создает напряжение.
-Можно сказать так что напряжение связывает ум с физическим телом, а задача мудр пробудить более тонкие слои осознавание нежели чем только тело. Крии последовательно утончают энергии тела и выводят их за пределы физики. Сила увеличиваются при этом, но в крие, это нечто иное чем сила мышц или увеличение притока крови к тем или иным участкам тела.

-В чем главная особеность падмасаны?

-Если говорить о падмасане, то при освоении падмасаны от часа до трех с половиной, важна регулярность и некоторое состояние естественной концентрации свойственное долгому удержанию асаны, которое сложно дается поначалу, но возрастает год от года.

— Можно ли рассматривать практики аштанга-йога и хатха йога в контексте групп — как первое приближение к кундалини йоге более высоких ступеней?

-Несколько лет такой интенсивной хатха йоги- хорошее начало, но действительно ищущим имеет смысл идти дальше. У вас хороший уровень асан,- у многих начинающих только первый год уходит на то чтобы приучить тело к асанам в которых выполняются крии. Но среди практиков асан как здесь, так и на западе не много действительно духовно ищущих, да и нужно им от йоги совершенно другое.

В чем главный принцип соотношения и взаимодействия уровней тело — сознание в йоге?

Если тело доминирует над сознанием, духовный эффект такой практики относительно низок.
Даже при первой кхечари человек может войти в кому и оставаться в ней без дыхания и пульса до тех пор пока его особым образом не выведут, но осознанный ум при этом отключается, как и все элементы контроля сознания. Есть другой вариант – допустим, тело удерживается в лотосе длительное время, а ум сохраняет осознанность, но тело неподвижно, это более предпочтительно.

— Стандарты крия йоги в этом смысле отличаются от прочих?

— Одна лишь асана даже без концентраций и пранаям в состоянии дать эффект дхьяны сознание и контроль при этом сохраняется. Если долго оставаться в одной позе (например падмасане) тело теряет кровообращение, но контроль сознания присутствует. Это ключи где постепенно под контроль ума попадают физиологические вещи, которые осуществляются телом автоматически. Только так тело сможет привыкнуть к максимальной нагрузке, — чем больше тренинг, тем больше оно способно выдержать шакти. Через постепенное увеличение этого предела можно понять, что же собственно есть йога, где речь идет о мудрах и пранаямах используемых при подъеме кундалини и подготовке к этому.

— Помимо подьема кундалини известны такие вещи как парикайя правеш, — осознанное покидание физической оболочки и вход в другую и пр.

— Подьем кундалини — промежуточная цель , важнее то, что следует за этим и как сознание продолжает движение дальше.
Парикайя правеш — сложная техника достаточно высокого уровня. Того же что и осознанное оставление физического тела.

-Вы описывали в своем комментарии к Гите способ покидания физического тела осознанно это… 24 735 ом крии в йони-мудре на задержке. Я плохо представляю как это вообще возможно…

— Это 9-я техника из передаваемых 10. Пока об этом рано говорить.

— Большинство из нас занимается долго асанами, это дает определенное преимущество, определяет ли это как-то шансы на успех в криях?

— С , теми кто занимается асанами проще, многие из вас уже знают как работать с телом на пределе и относительно легко могут перенести тренинг в сферы дыхания и сознания. Но сам процесс сложнее. Но поначалу все равно все начинается с представлений — что будет в самадхи, при подьеме кундалини и прочем. Когда оно происходит, то опыт отличается от того чем это прежде представлялось уму.

-Можно встретиться с внутренними препятствиями которые не решишь на физике, такие как прарабдха-карма и пр. тенденции подсознательного ума…с которыми может встретиться практикующий.

— Да это более сложные вещи но и они преодолеваются. Их нужно встречать лицом к лицу и не отворачиваться если они приходят но, и это тоже пройдет.

— В других традициях есть множество разных форм тапаса и садхан, чем они на ваш взгляд отличаются от крии?

— Если говорить про прочие направления, то аскезы и тапасьи вне контекста йоги как правило носили временный характер- можно уйти в разные формы самадхи или ритрит на несколько лет, но после человек возвращается к обычной жизни будь то жизнь мирянина или монаха. В крии процесс начинается и идет по восходящей ставя раз за разом более высокие задачи начавшись однажды процесс не прекращается, важны ступени практики, следующая — интенсивнее предыдущей.

Вы говорите нам с полной ответственностью – «Делай по полной, на сколько хватает, чем больше, тем лучше». Практика при этом может ограничиваться, но это от 6 до 10 и более часов в день в соответствии с особенностями. Нормально ли что это занимает столько времени?

Если создается высокий предел в уме, тело подчиняется этой цели и оно эту цель достигает какой- бы сложной она не казалась поначалу. В йога даршане Патанджали говориться что успех в йоге достигается постоянной и усиленной практикой на протяжении долгого времени. Все приходит с годами практики. В криях интенсивность регулируется возможностями тела. Они же и возможности души и ума. Да и ты сейчас здесь особо ничем не занят. В Москве у тебя столько времени на это не будет. В одном из текстов есть перевод слова «атма» как » физическое тело». Это не случайно. Это говорит о назначении этого тела и его реальной природе.

Вы пробовали провести медитации в падмасане 30 часов ?

Поначалу уходит полчаса прежде чем просто выпрямить ногу, после более чем суток практики. Система кровообращения тела замедляется и сокращается почти вдвое. Но сейчас это не для тебя.
Начни с трех часов лотоса в криях и увидишь как это повлияет на твою практику асан, ты не потеряешь свою форму даже если совсем перестанешь ими заниматься.

В современном мире совршенно другой ритм жизни возможна ли йога в таком варианте при таком ритме?

Практика была разработана для современных людей Махамуни Бабаджи, ее передал нам, насколько кто в ней продвинется- решать вам. Я никогда не работал в своей жизни если не считать йогу, бизнесс означает be busy. Я был занят своей практикой. Кришна говорит, что о тех, кто посвящает себя йоге он позаботиться сам — у меня не было повода усомниться в этом, но это мой путь. Естественно, каждый должен встретиться со своей кармой и сделать во вне то, что он должен сделать. Но не больше..

Наряду с йогой существуют сиддхи получаемые с помощью мантр изложенных в разных тантрах и агамах, могут ли они давать тот же эффект что и йога описанная мастерами в первоисточниках?

-… Тантра — это практика, метод и ничего более…но адхьятма, духовный путь одно, а прикладные сиддхи несколько другое,- вопрос в том какая мотивация. Многие считают меня владеющим сиддхи, но я обычный человек, я ничего не делаю специально, а просто занимаюсь тем, что сказал мне мой Гуру. Я встретил нескольких людей на своем пути, которые плохо закончили свой путь, увлекшись сиддхи. С такими силами нужно уметь обращаться. Сила может поработить человека. У меня был в молодости опыт подобных сиддхи, но потом мне пришлось отказаться от плодов такой садханы, мне не понравилось состояние, которое пришло вместе с ними — я пожертвовал их Ганге рядом с домом своего Гуру в Варанаси и больше никогда не связывался ни с чем подобным. Все что я делаю сейчас, приходит само собой как милость моего Гуру и результат садханы.

Вы можете исцелить или спасти человека от смерти?

Я могу помочь людям если они мои ученики, нуждаются в помощи и просят о ней, но я всегда спрашиваю себя делать мне это или нет, если моя душа говорит да, нужно вмешаться то- я делаю если нет-нет. Подобные вещи имеют свой предел, так как это судьба другого человека. Иногда это действует; твои друзья помнят, как я исцелил змеелова от укуса змеи. Но карма дана человеку, чтобы он сам с ней разбирался, а не перекладывал ее на чужие плечи. Часто ко мне приходят политики желающие победить на выборах и пр. желающие решения проблем, это не люди ищущие йоги.

— Гуруджи, расскажите как соотносятся 10 аспектов махавидья(форм шакти) с крией и есть ли такое соотношение и если есть то в чем ?

— Махавидьи почитаются в нашей традиции, но совершенно иначе, чем в общепринятом варианте. Я получил эти практики непосредственно от Гуру. Мы связаны с шакти постоянно, практика крии в первую очередь это связь с Шакти, она позволяет придти к Шиве.
В крия йоге первой махавидьей является Кали- язык наружу (она изображается с высунутым языком, что-то напоминает?), освоение кхечари и собственно начало практики.
Дальше- Тара в этом аспекте она стоит на трупе пария, этот труп- скопище всех прошлых карм над которыми необходимо подняться, Тара — освобождающая от карм — нужно быть на высшей точке своих карм и не опускаться ниже своего потенциала — иначе ничего не выйдет — это второй шаг.
Третий- Чхинамаста, пьющая кровь из своей отрубленной головы, здесь ум отделяется от физического тела и становиться способен воспринимать независимый от тела опыт- это собственно переход на духовный уровень.

Четвертый- Бхуванешвари,- движение в эфир- необъятное пространство.
Багаламукхи- отсутствие врагов, все препятствия вовне разрушаются.
Дхумавати- опыт за пределами смерти.
Матанги- равное отношение ко всем аспектам творения — в Гите говориться о равном взгляде на камень золото, собаку и брамина.
Камала- все желаемое из чего только можно что либо пожелать.
Осознаваемая гармония всех энергий творения внутри и вовне – Трипурасундари.
Трипура бхайрави- переход на иной план бытия- единство с материнским принципом и временем-пространством Земли, и продолжение эволюции на другом уровне.
В крия йоге шакти это мать, но не как культ внешних форм написанных в наших текстах, а как йога-шакти, уровни связи с бытием.

— Гуруджи, йоги совершали и проводили ритуалы…

— И проводят но, есть то, что делает их йогами — если человек только и делает что проводит ритуалы он не поймет йоги.
Часто те кто проводят их, многое выполняют автоматически, не задумываясь над смыслом и не имея прямого видения божества которому совершают пуджи. Это традиции так принято. В Индии многие ошибки в ритуалах иногда тоже традиция- от которых может не поздоровиться, но об этом мало кто думает. Многие повторяют Гаятри мантру с уверенностью что обретут мир, но ничего подобного не происходит.
Гаятри-мантра была проклята Васиштхой. Есть много других примеров. Если ты захочешь увести с собой маленький камушек с Говардхана, то в следующий раз ты в Индии можешь не приехать- не хватит денег….
Все это мое личное наблюдение, но многие не заботятся о таких мелочах. Результат можно прочувствовать и проверить на опыте. В Индии есть много обрядовых мелочей истоки которых, уже мало кто знает, но многие страдают просто потому что привыкли автоматически делать «общепринятые» вещи. Я тоже провожу ритуалы, но это совершенно другое, я не проводил их до тех пор пока не получил прямых указаний от Шивы как, что и где делать и у кого брать информацию какие подношения делать, а какие нет.

— Составлящие части такие как праясчитта, пуджа, парикрама, помогают в практике, хотя на прямую с ней не связаны?

— Праясчитта устраняет прошлые кармы, которые мешают продвижению в йоге, это сработало для тебя?

-Спустя 6 дней…я смог сделать одну из ключевых мудр.

— Все наши пуджи непосредственно связаны с йогой, ты видел где либо еще чтобы пуджи совершались таким образом? Это земля кремации,- особое место и ритуалы и мантры здесь работают иначе чем в храмах. Пуджа- благословение и призыв Шивы который совершил один из моих предков — Ашваттхаман- это мантры из Махабхараты где он призывает Шиву. Мы проводим ее на месте кремации одного из королей Бхаратпура, следующий храм Бабаджи- гуру нашей пармпары, другой- Ханумана, здесь так же есть храм Шмашана-бхайравы и Шмашана-Кали, а так же янтры шести из десяти махавидья, но им я провожу пуджу сам.

Какое отношение к йоге имеет Хануман ?

— Хануман лицетворение пранической мощи йоги и ее силы- поэтому мы почитаем его вместе с Гуру и Шивой. Благодаря почитанию Аджанеи происходит много такого что может произойти только по его милости. В том числе и в практике йоги.

-Получается что мистерии места — отдельно, а крия-йога- отдельно?

— В этом мире все нуждаются в помощи, а кто еще может помочь на пути йоги?
Парикрама так же очищает и связывает тебя с Богом так как ты приходишь к нему выражая свое уважение, обходя вокруг Говардхана, вдыхая прану тех мест, в которых жил Кришна, совершая омовение в этих местах. Земля, вода, воздух- все содержит информацию, соприкасаясь с ней, ты меняешься. Поэтому столько людей посещают эти места. Все эти вещи позволяют очиститься и поддерживать связь с Богом.
Но, ты не можешь просить о помощи в йоге никого кроме Гуру и Шивы, и своей атмы. Шива первый учитель йоги, другие божества тебе не помогут в этом, они могут помочь в материальных делах, но не в йоге. Они не имеют право даже вмешиваться в процесс твоей садханы, здесь ты должен работать сам, понимая, что тут нет быстрых результатов и само — собой ничего не происходит. Это твое достижение и твоя связь с бытием без посредников. Самый лучший способ просто и напрямую, без обходных путей.

— В Индии очень распространена бхакти-йога, даршаны божеств, в текстах много говориться о преданности Богу, крия-йога предполагает определенный взгляд на это?

— В крия-йоге предполагается практика, она и является подлинной бхакти-йогой, это отличается от пения бхаджанов и воспевания мантр и проведения ритуалов. В Гите Кришеа описываетпроцесс бхакти йоги несколько иначе, чем у комментаторов.

-?

-В начале, получив начальное посвящение в крию человек можен наблюдать определенные явления в своем теле, Шива и Шакти, Радха и Кришна проявляются как определенная форма света, постепенно, через постояную практику явление божеств и сила живущего в теле параматмана усиливается и человек становиться способен воспринимать Бога в его обликах получить его даршан в одной из форм или в сразу в нескольких, таким, каким видели его йогины и риши, но это происходит в процессе интенсивной практики, не иначе.

— В русскоязычном интернете муссируются темы йоги, натха-сампрадаи и тантризма, народ копает, ищет спорит, пытается разобраться с этими темами….внести ясность в предмет.

— Крия йога передает больше того что было в ранних учениях, это учение содержит то что есть в Хатха-йога Прадипике, и др. текстах и превосходит их, оно так же учитывает ментальность современного человека которая отличается от той, что была 1000 лет назад. Впрочем — много ли людей сможет заниматься практикой, так чтобы чего-то достичь? Это учение никогда не будет массовым, как только оно становиться таковым, теряется его суть.

— Почему о реальной практике натхов столь мало оказывается известно?

— Многие молчат о том, что реализовали по причине того что …об этом нельзя ничего сказать.
В это можно войти в садхане, но слова не передают этого. Ты можешь начать говорить, кто-то будет впечатлен, а кто-то начнет оспаривать и тебе придется отстаивать свою точку зрения – это тебе надо? Максимум- с тобой согласятся и пригласят выступить с лекцией, но такой успех будет началом конца твоей йоги. Если это повториться — ты потеряешь покой и практику и только и будешь что разъезжать с лекциями….Именно поэтому я не покидаю Говардхан, даже если меня приглашают.
Поэтому — чем больше об этом говорить, тем дальше можно оказаться от реализации. А говорят в основном те, кому надо заработать, и то, в том варианте в котором их будут слушать, иначе не выгодно – бизнеса не получиться.

Динеш. Говардхан 11.12.2004 — 12.03.2005