Особенности восприятия духовного знания в современном мире
Особенности восприятия духовного знания в современном мире
ПОСТАНОВКА ВОПРОСОВ
Такова уж судьба ресурса — он должен постоянно обновляться. С момента появления статьи изменилось немногое. Тем не менее, есть необходимость изменить и заменить содержание прежней статьи, больше раскрыв смысл и содержание термина «религия».
Включив в него не только теистическую концепцию, но и процесс духовного поиска и его целей и средств.
В статье идет речь не только о формах индуизма, как национально-государственной религии Индии, или отдельных традициях полуострова Индостан.
Практическое наследие востока осмысливается на западе, последователи продвигают свои взгляды и версии предмета. Было бы ошибкой ограничивать тему взглядом какой-либо одной из таких версий. Да и предмет столь широк и сложен, что ни одно из серьезных объединений не возьмется провозгласить на него свой copyright.
Эти истины остаются достоянием тех, кто нашел состояние свободы от внутренних и внешних ограничений.
Так как, благодаря таким освобожденным душам, мы знаем, что это существует и достижимо.
Момент, когда мы изучаем практику и метафизику мистических учений для воплощения духовных состояний в своем внутреннем пространстве, отличается от момента, когда мы делаем то же самое, но с намерением изменить уже не себя, а окружающий мир.
И тут важно не забыть, что вот этот первый импульс и был по настоящему моментом истины, а последующий — его продолжением. Так как перенос этого состояния возможен лишь в том случае, когда оно присутствует внутри.
В шиваизме тесно переплетены религиозная вера, интуитивное постижение Бога, йога и созерцание (медитация), теологические изыскания, а также воплощение духовного знания в сфере жизненного опыта. Важно и то, что для человека религия — духовный путь, практический способ воплощения духовных истин в опыт, а не набор раз и навсегда зафиксированных текстами истин, в которые можно лишь слепо верить.
Да, по настоящему и верить получается только в то, во что мы действительно хотим поверить….
Шива не только многорукое индуистское Божество с разными атрибутами. Это цель, суть и смысл духовных исканий. И сам путь к внутренним реалиям того, что скрывается за внешним образом Божества. Образы — лишь средства выражения, манифестации, символы проявления единой реальности. Вполне естественно, что раскрытие ключевых вопросов, предполагает неординарные способы ответа. Образы проявились из глубин Бытия и открылись тем, кто достиг духовного прозрения. Образы открывают каждую из сфер сознания Вселенной и явлены, как образы божеств.
Это нельзя передать лишь формальным обращением или посвящением. Ищущий реализует этот опыт внутри себя для себя в том случае, если ищет.
Изучая предмет, мы имеем дело с опытом уже достигших людей, и для того, чтобы раскрыть ту же реальность, мы должны делать то же самое, что делали они, действовать так же, как они.
Поэтому особенность такого подхода — вера, не умозаключения, а истины воспринимаемые бездоказательно. Вера в реальность опыта просветления и пути духовной самореализации, по которому прошли многие до нас.
Вера — убеждение в верности того, что на данный момент мы не можем подтвердить или опровергнуть, но интуитивно знаем — знание стоит того, чтобы тратить на его постижение силы и время.
ВОСПРИЯТИЕ РЕЛИГИИ И ДУХОВНОГО ПУТИ
Вполне естественно, что большинство людей воспринимают мир материалистически, дело здесь не в отрицании существования Бога, души, тонкоматериальных вселенных, не доступных обычному восприятию. Подлинная свобода может быть, когда человек осознает выбор своего развития, возможность выбора нужно заслужить. Подавляющее большинство людей считает, что наличие и удовлетворение огромного количества желаний и есть подтверждение их социального статуса. Такое культивирование воспринимается, как единственная задача их пребывания в мире.
Многие так же убеждены, что этот процесс они-то в состоянии контролировать. Количество проблем, начиная от здоровья и экологии, заканчивая финансами и международной политикой, от подобной иллюзии только возрастает.
Подобное накопление желаний, центр которых располагается вне самого человека, и приводит к нескончаемому стрессу. А когда система такого перераспределения энергии исчерпывает свой ресурс, если человек только и жил потреблением, что ему остается? Переоценка и поиск других центров притяжения для сознания, поиск вечных ценностей, своего пути к ним, вместо ценностей преходящих….
Ни логически выстроенные теории ученых, ни споры политиков, священников и социологов, обсуждения религиозных доктрин и путей развития общества, не в состоянии приблизить человека к Богу, как это может сделать он сам. Так как ответ уже есть внутри, нужно только немного потрудиться, прежде чем его обнаружить.
Наше время как будто бы намеренно смешивает всех в одно большое информационное поле через развитие технологий и СМИ и интегральные процессы мировой экономики. Мир быстро меняется, и нации обмениваются между собой не только ресурсами и промышленными продуктами, но и духовными ценностями.
Многие предпочитают искать подтверждения взглядов, которые уже сформировались, нежели пересматривать уже приобретенный набор убеждений. Другие, уже столкнувшиеся с реальностью «потусторонних» сил, хотят применить и использовать в своих целях «духовные феномены». Не предполагая, что подобные открытия требуют радикального изменения личных целей и мотиваций.
Отдельные люди в разных странах независимо друг от друга задаются вопросами: где этот самый Бог, есть ли он вообще, постигаем он или нет, что делать (или не делать), чтобы к нему подобраться. Традиционные культуры и религии уже содержат ответ на подобные вопросы, как и свои модели такого опыта.
Духовное осознание не дано нам от рождения, это качество нужно развивать, так же как человек учится ходить и говорить, читать, общаться — все эти навыки он приобретает в процессе развития. Рождаясь в определенной культуре, человек соприкасается с той или иной религией или системой взглядов на мироздание. В прошлом проще всего было усвоить духовный опыт через религиозные ритуалы, культ, праздники, обычаи, обряды, наиболее близкие к среде — национальности, языку, культуре, в которых человек родился и вырос. Обычаи и народные традиции до определенного момента выполняли такую роль передачи. Этот тип знания наилучшим образом сохранялся в местах, где такие традиции непрерывно передавались от поколения к поколению.
В развитых религиях существует слой людей полностью посвятивших себя духовному раскрытию. Путь веры только начало.
Для них в духовной практике всегда есть цель, то, что должно быть объективно достигнуто. Намерение постепенно воплощается в реальность годами при образе жизни, который максимально соответствует достижению такой цели.
Сейчас значительная часть таких традиций постепенно угасает, не находя в современном мире достаточного числа людей, которые в состоянии им реально следовать.
Соприкасаясь с учениями востока на западе, современный человек имеет дело не с культурой, а с созданной субкультурой. Оригинальная культура востока сложна для понимания человека, который родился и вырос на западе. Восточные философии и практики можно сравнить с красивыми и дорогими ритуальными предметами, которые турист привез домой из поездки, но не успел выяснить, как и для чего они используются и для каких целей были сделаны.
Тем не менее, достаточно много людей (различающихся по возрастным группам и интересам) вполне способны находить позитивное духовное содержание в следующих видах активности:
1. Оздоровление тела. Разумный и частичный отказ от уже приобретенных вредных привычек: наркотической зависимости, алкоголя, курения, переедания и пр., как факторов препятствующих развитию и сохранению «среднего» физического и психического здоровья. Умеренные методы народной медицины, диеты, голодание, купания в ледяной воде, очищение от токсинов. Умеренное увлечение йогой и спортом.
2. Активный и экстремальный спорт, путешествия по местам силы, и всевозможные традиционные и нетрадиционные психотехники, йога — словом, все что «вставляет», включая в теле «гормон счастья», который без приема посторонних веществ формирует опыт расширения сознания за счет резкого изменения обмена веществ.
3. Религиозный и духовный опыт. Концептуально выверенный духовный поиск реализации предельных состояний в контексте мировых религий и духовных систем. Речь идет уже не о любительском увлечении, а «профессиональной» деятельности и личном предназначении с намерением завершить начатое.
До тех пор, пока человек не открыл в самом себе источник счастья и неисчерпаемой энергии вселенной, он будет зависеть от действий совершаемых телом. Вполне естественно найти тот тип занятия, который не истощает его энергии, а приносит заряд сил и психологическую разгрузку. Гораздо сложнее понять весь алгоритм и процесс развития этих методик и для чего они на самом деле были в свое время разработаны.
Ясно, что воспитанным в культуре постоянного удовлетворения своих чувств, скорее всего, не понравится язык «предписаний и запретов», которые постоянно встречаются в аутентичных текстах. Прежде чем отказаться от своей позиции, мы должны получить нечто взамен. Или дойти до предела в удовлетворении инстинктов и культивировании вредных привычек, поняв (пока не поздно), что это не путь, и заняться поиском альтернативы.
При этом, занимаясь духовной деятельностью, мы воспринимаем ее с позиций личного самоутверждения. Подчас не отдавая отчета в том, для чего применяются эти методы вне наших представлений об этом.
Мы хотим управлять, сразу видеть плоды действий и манипулировать формами Реальности в соответствии со своими желаниями. Нет никаких проблем….just do it.
Государство и общество заинтересовано в том, чтобы поддерживать массовые увлечения спортом, опыт же духовного достижения выкидывает человека на таком пути за пределы любого организованного сообщества.
Но воззрения, подкрепляемые чувством собственной важности, остаются ограниченными и несовершенными, как и результаты практики. Понять и преодолеть проблему можно лишь изучением с опорой на традицию и интроспекцией, основой которой служит духовный опыт предшественников. К тому же традиция традиции рознь, далеко не во всех формах духовных передач на данный момент опыт такой реализации присутствует. К тому же просветление — личное дело ищущего и его «личные проблемы». Религиозные институты, как на востоке, так и на западе, рассчитаны на широкий круг людей данной национальности и данной культуры.
Нет смысла принимать восточные религии, если вы только и можете, что пассивно в них верить. Для этого местные традиции гораздо лучше любых чужеземных.
На востоке существуют концепции духовного развития, культура духовных практик, методов реализации, которых нет на западе.
Думающим людям не интересно воспринимать своих духовных лидеров исключительно как живые иконы, просто потому что так принято. Западные люди активны в своем поиске, если уж на него решились. Наша задача достигать реализации тех, кто основал и развил мистический опыт и методы, которые его открывают.
Именно такой опыт и делает восток для нас притягательным. Спустя тысячи лет он позволяет людям раскрывать свет сознания, присутствующий во внутренних сферах.
Тем не менее, сталкиваясь с любыми религиозными культами, мы не должны выказывать пренебрежение. Напротив наша задача понять и воспринять этот метод и его опыт, так как на пути йоги это, возможно, самое легкое, что можно понять и воспринять. Такой тип веры доступен и ребенку.
Опыт, раскрытый в религиозном культе и ритуалах, не нуждается в рациональном осмыслении, нет нужды облекать его в слова или пытаться понять значение богослужений рационально. По началу это опыт открытия восприятия, а не опыт исключительно «личных достижений и постижений». Вашего присутствия и открытого восприятия вполне достаточно чтобы получить первый даршан (опыт взаимодействия с тонкими сферами). Вы можете детально изучить систему убеждений и назначение тех или иных таинств и действий, но так и не почувствовать за этим Присутствия.
Открытие человеку такого рода сил наступает, когда человек перестает «грузить» сакральное пространство той или иной духовной традиции своими мыслями и желаниями.
Научился слушать и чувствовать окружающий его тонкий мир, а не выливать на него проекции своего сознания. В дальнейшем, выбирая духовный путь, мы выбираем не интеллектом, а душой, она и решает, будет ли та или иная религия или учитель и формы опыта для нее методом дальнейшего развития.
Также и изучение текста с целью понять его содержание отличается от изучения с задачей прочесть студентам лекцию или защитить по нему ученую степень.
Религия, ритуалы и формы даршана Божеств лишь начало — путь ведет дальше… Так как концепция духовности всегда реализуется в действии.
КАРМА И ДХАРМА
Другой вопрос — вера в перевоплощения души и закон причинно-следственной связи воплощений с постоянно совершаемыми действиями. Любое совершаемое действие имеет последствия. С такой верой связана религиозность людей на востоке. Человек может не верить ни в кого, но, почтив поклоном и благовониями Ганешу, Будду или Кришну, он совершил благое действие, которое даст позитивный результат в будущем. Народная религия полна таких культов, так как в ответ на подношения Божества дают почувствовать свое присутствие очень быстро. Получив ответ один раз, человек до этого не верующий, будет приходить к божеству постоянно.
Не столь уж важно, как осмысливает свои мотивации сам человек на разных этапах жизни. Закон притяжения «действие-результат» срабатывает автоматически. Структура тел притягивает определенный круг людей и формирует вокруг себя среду и ситуации для жизненного опыта.
Воспитание человека, как духовного существа, заключается в том, чтобы он мог заслуженно получать радость от жизни вместо страданий. А благие действия заключаются для начала в простых формах культа. Через это человек начинает на практике воспринимать концепцию кармы.
Например, на уровне мыслей слов и дел совершается объективно хорошее дело. То, что позволяет сделать жизнь объективно лучше. Религия позволяет усвоить несколько простых сценариев, согласно которым человек минимизирует страдания в своей жизни, время от время совершая паломничества, ритуалы, и принимая на себя некоторые аскетические обеты и посты. Это объективно очищает человека. На этом уровне религии отличаются не существенно, так как дают человеку почувствовать, что он своими действиями создает позитив и привлекает к себе высшие силы.
Например, не причиняет боли окружающим, не ворует, не обманывает, не берет в долг денег, которых не может отдать. Создает объективные ценности для других людей, за которые получает от них же возможность честно поддерживать свое существование. Эти сценарии прописаны во многих религиях и служат основой нормальной жизни, они же являются и общепринятыми человеческими ценностями.
При нарушении этих писанных и неписанных законов не нужно ждать адских мучений, все происходит намного быстрее, уже в этой жизни — людей захлестывает волна насилия, и жизнь становится адом. Желание жить не по средствам, получать то, что не заслуженно, идя на поводу у желаний, которые, превращаясь в привязанности, лишают человека свободы, ставят его в болезненную зависимость от других.
Работа и возможность заработка — принцип честного служения обществу в качестве профессионала в конкретном деле. Понимание, что именно в таком вот качестве человек максимально может принести пользу окружающим его людям, развиваясь при этом сам. Приходится пробовать себя в разных сферах деятельности, приобретать разные специальности и навыки, прежде чем такое дело у человека найдется.
Действие, как непрерывно совершающийся процесс, само по себе формирует привычки, ментальность и судьбу каждого отдельного человека. Надежда на счастье есть лишь в том случае, если человек создает его своими правильными действиями.
Бог на этом этапе проявляется во внешнем мире, в людях, в самом человеке, как качество, навык, способность профессионально делать свое дело, и формы взаимоотношения с другими. При этом профессиональные навыки — одна из граней личности, но это не все.
В индуизме это называется сва-дхарма. Из этого рождается благополучие, удовольствие от жизни, как основа для духовного пути самораскрытия.
В йоге работа над собой — тонкое изменение цепи причин и следствий через практики и медитации, работы с тонкими оболочками. Так как йога — это определенный тип действия (кармы), и состояние йоги — результат такой кармы. Вы можете верить в это или нет, но если метод сделан правильно, вы получаете его результат. Если религия дает нам возможность поверить, и показывает тонкие состояние и последствия действия, то йога раскрывает его полностью.
ПУТИ И МОТИВАЦИИ. ЙОГА КАК ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА
Следование правилам каждой конкретной техники дает возможность проявиться эффекту быстрее. Существуют типы действий, которые делают невозможным полноценную практику йоги. И напротив действия, которые усиливают ее эффект.
Техники йоги и их результат имеют огромное значение. То же самое относится и к субъекту опыта — у кого и как это сработало? Если техника йоги «включилась» и «заработала» — тип опыта подобен грому среди ясного неба. По началу даже не столь важно, где именно взорвался ваш «кармический склад боеприпасов».
Это значит — знание открылось сейчас вам, сработав в вашем личном пространстве и вам решать развивать его дальше или нет.
Даже выбрав для себя какой-то конкретный путь, концепцию, веру или технику, мы находимся в состоянии движения и постоянного изменения и, естественно, не можем знать все «до конца».
Объем методик, что предлагается на общедоступных группах, лишь небольшая часть техники «ЙОГА», не важно называется группа кундалини-йогой, хатха-йогой, натха-йогой, сиддха-йогой, подкреплена практика группы какой-либо традицией или нет.
В духовном смысле инструктор йоги не более чем передаточное звено, не важно говорит он о высших материях своим студентам или нет. Там где важен результат, нет места вере. Люди используют восточную терминологию, вычитанную из текстов, не понимая какой труд за этим стоит. Мы можем правильно объяснить термины, когда знаем конечное состояние на уровне тела, которого достигли авторы. Но мало только однажды открыть в себе достижение в какой-то отдельной практике, по этому пути нужно идти дальше и дальше.
Высшие достижения йоги описаны в соответствующих первоисточниках. Остановка дыхания (до трех часов в задержке), пульса, сердца, выход тонких тел и полный контроль сознания над физиологическими функциями, включая осознанный контроль над процессами расставания с физической оболочкой. Прохождение узлов, раскрытие чакр и прочие чудеса, которые можно понять опытом только после многолетней систематической практики. Практика обеспечивает основу для продолжения и развития «просветлений», которых происходит на пути йоги великое множество.
Люди, раскрывшие полностью свой потенциал йогой, оставили в истории неизгладимый след (в мире их может быть один на миллион, а может и меньше). Такие редкие души осознавали себя, не теряли памяти прошлых воплощений.
Без метода наш удел — жесткая обусловленность целым рядом биологических и генетических механизмов. Мы вынуждены воспроизводить мысли и генетические программы, рождаясь в физических телах с определенным набором «памяти». Комплекс эго, чувства и реакции тела, запрограммированные типы действий, которые мы не можем осознанно контролировать.
В йоге эти оболочки называют клеша. Или покровы, оболочки тела, которые, накладываясь одна на другую, функционируют в форме ума, психики, возможностей и способностей ума и тела. Стирание памяти в момент рождения, зависимость от других в период младенчества и детства, обусловленность восприятия «гормонами» в период полового созревания, болезни и старость.
Освобождение хотя бы от одного из таких ограничений на уровне тела, ума и чувств, равносильно тому, как если бы в одну секунду человек из нищего превратился бы в миллионера.
В йоге доведенная до совершенства техника превращает все эти оболочки в мощнейший инструмент развития сознания и сброса обусловленности на всех уровнях.
Так как результат йоги (в данном случае игра слов — карма- йоги, как йоги действия) — уничтожение любого состояния несвободы, зависимости, кроме бессмертного духовного существа живущего внутри. Не даром Шива — разрушитель и вместе с тем, покровитель йоги.
По жизни мы можем упустить мысль, принять неверное решение, поддаться инстинкту, сорваться…, но не можем игнорировать изменение кислорода и углерода в крови, включение или выключение систем организма: нервной, сердечно-сосудистой или кровеносной.
Мы не можем не почувствовать физиологические изменения, так как йога обращается к сознанию через язык тела, совершенствуя его в процессе титанического труда, необратимо изменяя вместе с физическим телом привычки и структуру восприятия.
В начале усваивается техника, затем она доводится до совершенства, а после того как мы сможем почувствовать ее полный эффект, данная техника отбрасывается и на ее основе развивается более сложная. И так до конца.
Бывает и так, что, годами выполняя одну и ту же технику, в какой-то момент открывается ее новое измерение. Так же надо и понимать, что открывшие этот метод были центрированы не в теле, а в духе. И проблемы жизни и смерти тела рассматривали совершенно иначе, чем мы с вами. Понять их, означает пройти через тот опыт постижения, который прошли и они.
Поэтому любое мнение, любой взгляд и практически любая техника всегда неизбежно подвергаются здесь проверке опытом. Работает ли? И если работает, то как? Техника йоги является ответом, как формой передачи состояния. Такой же проверке подвергается человек. А пригоден ли он для этого занятия? Потянет? Так как это путь личного достижения и постижения. Гуру здесь — не «добрый» пастырь, а ученик — не овца. Гуру может быть по-настоящему доволен учеником тогда, когда ученик достиг своими усилиями того, чему его учили. Вера и религия, традиция, авторитетные свидетельства остались где-то позади, сейчас важен ваш опыт и результат метода, который достигнут вами.
Для этого требуются регулярные усилия и время. Любая серьезная техника требует усилий и в результате «срывает крышу». Если вы такого не испытываете, вы занимаетесь чем угодно, только не йогой. При правильной практике любой йоги, состояния тела контролируемым методом передаются психике, и этот момент отличает это искусство от всех прочих видов физической активности. .
ЙОГА И РЕЛИГИИ ВОСТОКА. Сравнительный анализ.
Часто одни духовные учения разрабатывали или заимствовали методы йоги у других. Иногда задавали этим методам свое содержание или воплощали в действие только какую-то часть от всего алгоритма. Практически, йога часто оказывалась утраченной по причине сложности своих методов. Став религией, учение вынуждено строится под большинство последователей. Поэтому йога всегда была способом достижением на опыте, а религия — способом передачи информации о таком постижении большому количеству людей.
В культурном наследии Востока (Индия, Тибет, Непал, Бутан, Шри Ланка) йога — это высшая ступень религиозного служения и практическое раскрытие содержания всех мистических учений. Культ и ритуал почитания Божеств для йога — способ выхода на связь, получения и передачи информации. Продвинутые адепты могут напрямую воспринимать божества в их тонкой форме, не прибегая к внешнему культу. Для тех же, кто такого уровня не достиг, почитание Бога в одной из его форм является неотъемлемой частью йоги. Религия на востоке закладывает фундамент для йоги, помещая человека в центр притяжения определенных идей и создавая в его ментальной структуре систему ценностей.
На западе — йога лишь разновидность фитнеса и «оздоровительных» психотехник.
И западному искателю «йоги для духовного развития» предстоит преодолеть пропасть между религией и йогой, которой на востоке не существует.
На востоке вы начинаете искать тех, кто знает об этом искусстве и может вас обучить, и если вы последовательны, то в своем поиске найдете тех, кто действительно знает. Нет ошибки и противоречия в том, что для начала человек может оказаться адептом одной из религий. Вам дают то, что вы можете реально применить в своей жизни, а не методы на пределе ваших возможностей. Религиозная практика для йога — один из этапов. Представляя собой предписания и запреты, религия очищает карму и делает человека пригодным к дальнейшей практике. Она знакомит его с Божествами, высшими покровителями этого знания в тонких сферах.
К примеру, cикхизм использовал некоторые техники йоги, заимствуя их у других направлений.
Но, будучи в основном политическим учением, не развил йоги в практике (как это сделал, например, шиваитский орден натхов). Оставаясь национальной религией Пенджаба, это духовное движение преследовало в первую очередь политические и социальные цели. В первую очередь — освобождение своей земли от вторжений.
Сикхская «кундалини-йога» в современном мире развилась там, где наиболее развиты сикхские общины. Моменты развития физического тела, сукшма-вьяяма, асаны, пранаямы в ней представлены в упрощенных вариантах. Эти техники работают, как прикладные элементы вероучения. Применение в нашей стране они получили в клинике Маршака, как часть терапии излечения от наркотической зависимости. Измененное состояние происходит благодаря динамическим движениям, которые быстро создают тонус желез. Тем не менее, общий эффект самой терапии (согласно мнению независимых экспертов), процент излечения, не выше и не ниже, чем у других клиник, не использующих такой метод.
Буддизм и джайнизм идейно и духовно связаны с йогой, так как конечные достижения этих религий осуществимы только с ее помощью. Основатели этих религий достигли просветления йогой (в данном случае это аскезы и тапас — концентрация физической и психической эенргии).
Метод йоги в этих учениях сильно смешан с религиозными предписаниями и теологическими построениями. И не так просто разобраться, насколько имеет та или иная часть доктрины этих учений прямое отношение к реализации состояния конечного освобождения. И на сколько современные учения являются учениями их основателей, Будды и Махавира.
Учитывая также и то, что этим учениям 2500 лет, и существуют они как структура независимых друг от друга орденов, между которыми нет полного согласия во взглядах и практике.
И под настоящей йогой в них понимается достижение сознания, свободного от рождений и смертей — само пробужденное сознание.
В джайнизме (в отличие от буддизма) в физическом теле такое освобождение считается невозможным.
Как и в индуизме здесь имеется определенный образ жизни, система предписаний и ограничений, аскетическая дисциплина, практики медитации и созерцания, изучение теологических трактатов, религиозные празднества и ритуалы.
В отдельных орденах йога передавалась в других формах, основой оставалась лишь метафизика и культ. Отдельные подвижники и учителя развили эти методы. В буддистском пантеоне они почитаются как Будды и бодхисаттвы.
Безусловно, ближе всего йога связана с индуизмом. Тем не менее, далеко не все направления индуизма развивали ее методы в равной степени. Так в направлениях, почитающих в качестве основного божества Вишну, методы хатха- и джняна-йоги практически не применяются. Основным методом является развитие состояния преданности, и все, что не служит этому, рассматривается многими вайшнавскими учителями, как препятствие. Такая позиция развилась в средние века, с утратой культуры йоги и тапаса носителями этого направления. А также и тем, что вайшнавские школы, открывшись широким слоям населения, на практике упразднили сложный культ, методы йоги и джняны, которые, тем не менее, упоминаются в вишнуитских пуранах, Бхагавад Гите и Махабхарате. В соответствии с учением двайты, которого придерживается большинство вайшнавских школ, состояние единства с Богом для человека не достижимо. И для нашего времени это невозможно. Поэтому нет никакой нужды в том, чтобы применять методы йоги.
Больше известна йога представителям направлений шакта, почитающих Бога, как МАТЬ — Кали, Дургу, Лакшми и практически все формы женских божеств. Кундалини, пробудившись, становится силой дающей знание, не пробужденная, она связывает душу неведением.
Эти школы разнообразны по форме и многочисленны. Сложный культ Шакти напрямую связан с йогой, так как со временем человек должен оставить все внешние культы и погрузиться в процесс пробуждения кундалини, которая персонифицируется, как Мать всего существующего и сила сверх сознания и подсознания. Сам процесс йоги имеет дело в первую очередь с Шакти, которая и есть знание, воля и процесс постижения и достижения.
Часто, тем не менее, под видьей (знанием) в первую очередь понимается ритуал. Ритуал при правильном выполнении ведет к осязаемому проявлению божества, и оно постепенно проявляет силу через тонкое тело поклоняющегося. Сложный культ шри видья, как и раскрытие аспектов десяти махавидья шакти, представляет собой сложный синтез йоги и ритуала. Владеют им немногие, а если и владеют, не особо торопятся делиться своим знанием с посторонними.
Значительная часть шакта-тантр мотивирует человека практическим результатом и сверх способностями.
Так в этих учениях центром является сложный культ и практика мантр, связанная с достижением мантра-сиддхи. Есть и народные культы Шакти, не использующие санскрит. В ряде таких культов достижением является связь с божеством с помощью ритуалов и длительных религиозных служений.
Количество садху любых направлений, занимающихся серьезно хатха- или кундалини-йогой в Индии ничтожно мало, общераспространенная основа их практик — мантры и ритуалы. Предписания и запреты йоги Патанджали некоторые из адептов Тантры полностью или частично отвергают, как и предписания индуистских священных текстов других направлений. Культ жертвоприношения животных, употребление мяса и вина и ритуальное употребление наркотиков достаточно часто встречаются в некоторых орденах садху.
Йога связана, прежде всего, с Шиваизмом. Шива — Бог, в том числе разрушения всего того, что не имеет отношения к вечности. Символ трансформированной личности, неподверженной времени и смерти. Он же является запредельным, Парабрахманом, абсолютом, не имеющим личности (оболочки Эго), как таковой. Шива, последнее и самое главное божество индуистской троицы, несет трансформацию ограниченной человеческой личности, преобразуя ее в сверхсознательный и надпричинный Абсолют.
Так как именно в шиваитских священных текстах йога впервые и встречается, как полноценный метод, постигаемый на опыте. Идеи и религиозные доктрины рассматриваются здесь как начальный этап, но сама практика ведет к непосредственному постижению и достижению состояния Бога.
Йога рассматривает человеческое тело, как наилучший инструмент для достижения духовного прозрения. Она усиливает и направляет все его энергии таким образом, чтобы человек мог, как можно скорее, достичь духовной цели на личном опыте. Именно с этим и связана главная сложность йоги. В измерении вечности человеческая жизнь (50-80 лет активной жизни) почти ничто. Поэтому развитие тела в духовное измерение с помощью того, что уже присутствует в нем, рассматривается как самодостаточное переживание, опыт. Открытие йоги было связано с определенным типом видения тела души, а также способами интеграции и связи (йога означает — связь) всех тел друг с другом. Термин «кундалини» (кундала — змея) рассматривается, как сила, которая не только есть в теле, но это есть и само тело. Кундалини — творческая сила, которая сформировала физическое тело, и которая в «спящем» латентном состоянии осуществляет его жизнь. И она же, пробудившись, осуществляет трансформацию тела в сверхсознательную энергию, вбирая в себя все его оболочки.
ЙОГА И РЕЛИГИИ ЗАПАДА
Сложно полноценно воспринимать метод в контексте совершенно чуждой ему культурной среды.
Пока вы занимаетесь йогой исключительно для поддержания физической формы — нет проблем. В практике преподавания поз инструктора на группах преподают практически оздоровительную физкультуру, не утруждая студентов вопросами метафизики. Занятия строятся как гимнастическая практика. Данный вид деятельности можно сравнить с боевыми и чайными искусствами и прочими элементами восточной субкультуры, который изначально не рассматривается, как «обращение в культ».
Но для священнослужителей и ортодоксальных последователей христианства, ислама, иудаизма, учение йоги не приемлемо. Так как, действительно, сложно провести грань, где кончается йога, как упражнения для тела, и начинается йога как духовный путь.
Верно и то, что состояние асаны — это именно состояние ума и сознания, а не только тела. Грамотный инструктор будет учить именно этому, и тело здесь только инструмент.
На самом деле нет нужды встраивать йогу в контекст любой другой традиции, оценивать ее в системе координат других воззрений. Так как появилась она задолго до западных вероучений.
Надо понимать так же, что в религиях иудейского толка (иудаизма, ислама и христианства) распространен совершенно другой взгляд на природу тела и его отношения с духом.
Эти учения основаны на изначальном разделении Реальности. Бог, человек и творение в них — разные по своей природе сущности. Между тварью и творцом в христианстве не может быть никакого единства. У горшка нет шансов стать гончаром, какие бы формы не принимала глина, из которой он лепится.
Для йога факт внутреннего единства души и Бога (джива есть Шива) — основа для любого достижения и постижения. Неограниченное внутри нас постигает и достигает Себя, избавляясь от обусловленности эго и оболочками.
Для христианина — это смертный грех гордыни, за это Адам был изгнан из рая, а Люцифер пал с небес в ад — попытка твари стать творцом. Заповеди и этические предписания йоги, хотя и кажутся близкими десяти заповедям, на самом деле имеют совершенно другой смысл.
Для обучающих методам йоги нет проблем, является ли человек иудеем, мусульманином или христианином. Но для религиозных фундаменталистов и их последователей эти проблемы есть. Так как, рано или поздно, для этих религий такой человек будет потерян.
Я могу процитировать несколько христианских священников предостерегающих от занятий йогой христиан.
Как последователь йоги, по вероисповеданию в том числе, могу сказать честно — они правы. На уровне вероучений и метафизики йога не совместима с христианством, исламом и другими библейскими верованиями.
Не нужно оправдываться и искать единства там, где его нет и быть не может Закон РФ защищает в данном случае свободу любого традиционного вероисповедания, а не только официально признанной церкви.
В священных текстах любой религии существуют доктрины о предсуществовании души, жизни души в теле, выборе пути, воздаянии, спасении, посмертном существовании и пр. Хотя людям со стороны кажется, что все духовные учения говорят об одном и том же, их взгляды, вероучения и практика, на самом деле, могут сильно отличаться.
Адепты йоги не склонны создавать себе проблем идейными конфликтами с верующими любых взглядов. Это одиночки замкнутые в своей практике. Здесь не существует цели обращать людей в свою веру, агрессивное проповедование здесь не метод.
На западе существует множество индуистских и неоиндуистских организаций, миссий, школ йоги и общественных организаций. Они передают идейное содержание учения, но подобная общественная активность вовсе не означает столь же активной практики метода йоги.
БОГ И НАУКА
Открытия ученого неизменно лежат во внешней по отношению к нему реальности. Мистик же выходит на переживание и видение, воспринимая опыт, как часть самого себя.
Наука строит свои доводы на основе исследований, а потому она не в состоянии объективно ответить на вопросы, выходящие за её компетенцию. Тем не менее, наиболее выдающиеся из ученых подходили к пределу способности рационально постичь все основные принципы мироздания. Постепенно пересматривая те позиции, с которых они начинали свои исследования.
Ученым известны факты воспоминаний прошлых жизней вплоть до места и времени жизни конкретных людей, известны факты возвращения из клинической смерти… с описаниями опыта вне телесного пространства сознания.
Но входы и выходы в пространства по ту сторону смерти наукой не раскрываются. По крайней мере, с достоверностью научного факта.
Утверждения о наличии или отсутствии разумного начала во вселенной, вопросы о сущности мира с научной точки зрения не разрешимы, и не имеют, как отрицательных, так и положительных ответов. Сейчас ученые склонны считать, что они больше не знают, нежели знают, об истоках разумной жизни во Вселенной.
Наука останавливается там, где вопрос идёт о творении мира, происхождении галактик и феномене происхождения человека и других форм жизни. Процесс эволюции жизни и её форм не подвластен ученым. Так как даже сам материал для исследований они могут взять только из природы. Законы природы, создавшие человека, сильнее его, так как сам процесс разумной оценки фактов и их сопоставления был вложен в него как данность.
Не нужно также и забывать, что работа ученых финансируются государствами и корпорациями, у которых свой взгляд на науку и результаты ее исследований.
Тем не менее, даже концепция развития, прогресса, в том числе и материального, научных достижений была вложена в мозг, структуру человека изначально. Это программа, существующая «сама по себе», вне всякого сомнения, была все же создана. Вопрос, когда и кем остается открытым, как и вопрос, насколько активирует ее человек и как распорядится достижениями. Даже полноценно жить он может, в отличие от животных, только развиваясь.
Когда человек резко отрицает с «позиций науки» существование Бога, перерождений, существование вечной души, он выражает лишь мнение, не подтвержденное и не опровергнутое фактами научных исследований как таковых.
Человек родился не только для того, чтобы постоянно смотреть на небо и, в конце концов, вернуться в состояние бытия, в котором он находился до появления на свет. Он родился ради действия, и на уровне действия и может, лишь действуя, что-либо постигать.
Принято считать, что в древности человек персонифицировал те силы природы, которые не в состоянии был осмыслить рационально…. Психологи называют это архетипом, работой подсознания, биологическими программами, вышедшими из генетической памяти.
Те, кто мог сам убедиться в силе духовных реалий, понимают, что все эти феномены существуют и скрывают в себе конкретную силу. И иногда даже могут повлиять на жизненную ситуацию и ряд событий в целом. Науке, возможно, со временем это предстоит выяснить.
ПРОБЛЕМА ЗЛА
Задача духовных учений — реализация высших состояний сознания и путь восхождения души. Контроль над последователями достигается здесь только личными усилиями, примером и реализацией тех самых состояний, о которых написано в текстах. Участие государства в этом деле, вещь абсолютно бесполезная. Проблемы начинаются тогда, когда религия смешивается с политикой. Люди перестают верить и тем, и другим.
Часто под лозунгами «нести благо миру» или «обращать неверных» развиваются религиозные идеологии, не имеющие ничего общего с реальным изменением.
Под «духовным» содержанием скрывается обман.
Тем не менее, персонифицированный дьявол — это свободная воля самих людей, это их выбор. Разум создал дьявола ради оправдания своих слабостей. Падение и деградация человека, регресс, осознанный отказ от духовных ценностей или их подмена, движение навстречу инстинктивной природе, желание получать блага от природы, не давая ничего взамен, использование других ради удовлетворения своих личных желаний и амбиций.
Нет смысла искать корень мирового зла в сущностях из тонкоматериальных сфер астрального мира. В мире людей их свобода ограниченна, они не могут придти просто так. Только, если мы «не пригласили» их сами, своими делами и мыслями. Для большинства людей существование тонкого мира факт весьма спорный. Тем не менее, верующие имеют дело именно с этими сферами. Так как ответ от Бога, который приходит к верующему, неверующий не в состоянии почувствовать или воспринять.
Иногда Божества восточных религий, буддизма, индуизма, даосизма, или синто предстают в иудео-христианском мировосприятии как демоны. Адепт любого из восточных учений должен воспринимать эти сущности в той роли, которая отведена им в метафизике их собственной системы, а не в трактовке с позиции западных религий.
При объективном исследовании станет ясно, что:
1. Они присутствовали в пантеоне своих культов на своей исторической родине еще до появления и широкого распространения в мире монотеистических учений (христианства и ислама).
2. Восточные учения не призывают к поклонению демонам, как это делают, например, последователи Сатанизма. Демоны, как отдельный класс существ, обозначены в этих религиях вполне конкретно, и отличаются от Божеств, как по сущности и форме, так и по функции в мироздании. Однако сделал их тот же самый Бог, который сотворил и всех остальных, они не хуже и не лучше, просто у них такая вот природа.
3. Вселенная в учениях Востока не содержит концепции абсолютного зла по отношению к человеку и не центрирована на его проблемах. Помимо человека Бог создал много кого еще. И если он воспринимает другие формы жизни, как зло для себя — его трудности.
4. Гневные Божества сами по себе обладают знанием сверх сознательной сущности. Могут пребывать, как в состоянии с обладанием формой и образом, так и в состоянии вне формы и качеств, так как только знание о реальности и власть над определенной сферой бытия делает их Божествами.
5. Демоны и боги символизируют баланс сил в мироздании и не могут существовать друг без друга, как тепло и холод и другие пары противоположностей. Иногда это аллегория, мифопоэтический образ.
6. Духам и тонким существам отведена определенная ниша в творении, за пределы которой сами по себе они выйти не в состоянии.
7. Разные классы тонких существ и миров описаны в священных текстах теми, кто способен воспринять эти сферы такими, какими они на самом деле являются.
УЧЕНИКИ И УЧИТЕЛЯ
Для того, чтобы получить йогу и достичь в ней успеха, необходим учитель.
Регламент отношений ученика и учителя, кто может быть учителем, кто нет — указан в текстах.
Вместе с тем для верующего в храме, для йога в медитации, для изучающего тексты, Бог раскрывается по-разному. Разной может быть и роль учителя. Иногда она ограничивается несколькими наставлениями и передачами. Иногда это процесс изучения предмета или дисциплины (языка, текста, ритуала).
Бывает, что начинающие вкладывают в слова изучаемых текстов желаемое или известное им значение вместо того, чтобы детально изучить то, что в него было вложено авторами.
Опытный человек необходим, чтобы избежать ошибок и разрешить сомнения по тем или иным вопросам. Под его руководством изучающий предмет рассматривает первоисточники и возможные варианты их трактовок.
Тем не менее, учитель, который может вести до конца и раскрыть перед учеником состояние освобождения — особый человек с особыми функциями.
Бывает так, что садху (подвижник), благодаря своей силе, способен заставить вас плакать от любви к нему, вы будете удивлены, но это окажется просто магическим приемом.
Однако разрешения инициировать вас в метод ему, на самом деле, никто не давал. И учеником у него вы стать все равно не сможете. Так как он … не имеет права быть вам учителем. Может также выяснится, что как учеников вас этот гуру оказывается, реально, не принимал. Также и организация, куда вы можете ходить на группы, изучать йогу, но посвящение в метод вам может дать только тот, кто имеет на это право.
Часто такой «святой» человек знает и владеет определенной техникой, о существовании которой вы не знаете совсем ничего. Поэтому нельзя принимать в качестве учителя даже принявшего статус отшельника.
Так как посвящение — это обязанности ученика и ответственность учителя. Вы будете удивлены: «А разве этот святой человек должен был получить такое разрешение? Разве не достаточно, что вокруг него такая сильная аура»? Оказывается, должен был.
Поэтому в Индии с уважением относятся ко всем святым, но принимать в качестве Гуру всех желающих, чтобы их так воспринимали, не торопятся. Также не торопятся и с раздачей посвящений.
Бывает, человек просто хочет стать «гуру» и …становится им, разделяя судьбу тех, кто окружил его в качестве «учеников». До поры до времени, разумеется.
Встретить настоящего учителя можно только благодаря традиции Учителя. Для этого важно знать о том, какие духовные традиции существуют. И провозгласить самого себя в качестве гуру, на самом деле, невозможно. Этот статус человеку должны передать представители традиции, которые уже им обладают.
Нет ничего оскорбительного в том, чтобы спрашивать о том, кто был учителем вашего учителя и к какой традиции он принадлежит. Кому, кем, когда и как это знание передавалось.
Йога осложняет ситуацию тем, что человек не только должен формально принадлежать культу или ордену, но и в достаточной мере постичь метод, которому он может обучать и по которому вести других.
Если за человеком нет традиции и учителя, всегда остается вопрос, а кто он собственно такой и кто дал ему право говорить от имени традиции?
Традиция позволяет изучить линию преемственности, содержание учения, и методы и передачи, которые она предусматривала, а также аботы и комментарии на тексты данной традиции.
Важно знать не только содержание того или иного текста. Важно и от кого, и когда был открыт тот или иной манускрипт. В каких редакциях издавался. И в каком контексте, и кем использовался.
Духовные отношения ученик-учитель сохраняются на протяжении всего процесса йоги, которая может продолжаться десятки лет. Вопрос вашего доверия к учителю остается, даже если традиция есть, потому что природа ума — сомневаться. Если учитель может передать практику, делать ее придется самостоятельно. И если вы следуете методу — сомнения заменит реальный опыт.
Некоторые разделы хатха-йоги, например, очищения, асаны, простые пранаямы не требуют специальной передачи или дикши. Вы можете просто получить их от любого инструктора хатха-йоги, который знает, как они выполняются.
Но кундалини-йога — многочисленные способы реализации хатха- и раджа-йогой от начала до конца должны быть переданы теми, кто достиг в них вершин мастерства. То есть, того состояния йоги, к которому Учитель будет вести вас разными методами. Осознание значения и смысла техники придет только лично к вам, это никак не связано с количеством людей, инициированным в йогу до или после вас.
УСЛОВИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ МЕТОДА
Мы привыкли усваивать информацию извне, тогда как в йоге нужно слушать себя. Нет никакой нужды в том, чтобы обсуждать достижения или недостатки других. Или быть одним из членов того или иного сообщества йоги.
На самом деле, мотивация «употреблять» технику, как тот или иной вид товаров или услуг в рекламе, сравнивать «йоги» на вкус и цвет на начальном этапе вещь вполне естественная, как и объединения в йога-клубы и «тусовки», сообщества по интересам. Тем не менее, даже в духовных сообществах и сатсангах, существует человеческий фактор.
Люди не становятся йогами сразу, а, объединяясь в группы, привносят в них свои обыкновенные, человеческие качества. Поэтому в Хатха-Йога Прадипике и говорится, что для практики человек должен избегать сообществ. И концентрироваться на процессе освоения методов, а не на мнениях людей. Наша оценка себя и окружающих постоянно меняется. Но основой этой оценки должно быть внутреннее сознание и учитель, а не мнения посторонних. Успех в йоге одних людей может вдохновить, а в других создать комплекс неполноценности, вызвав ревность, зависть и злобу. Такова вот человеческая природа. Поэтому лучше держать свои достижения в тайне.
Развитию верного понимания способствует изучение традиционных текстов, где возможные, верные и неверные мотивации, уже прописаны черным по белому. Такое знание расширяет кругозор, но может быть практически бесполезно, если не применяется в жизни. Невозможно глубоко заниматься одной йогой, не уделяя внимания другим ее формам.
Существуют дисциплины, содержащие ряд навыков, которые просто нужно уметь воспроизводить в заданном контексте. Есть вещи, которые важно знать, но их постижение опытом пока для нас, возможно, несвоевременно.
Даже при достижении некоторых возвышенных состояний и «выходов сознания», не всегда есть необходимость тут же выражать эти ощущение в словах или делиться этим с другими. Бывает, даже общение в узком кругу может быть препятствием. Часто общение не предполагает желание взаимопонимания. Значительная часть постоянно говорящих людей не умеет слушать и слышать других. Именно поэтому, кто знает, предпочитает молчать.
ОТРЕЧЕНИЕ
Метод йоги на продвинутых ступенях использует резкие формы сужения жизненного опыта, подчиняя всю жизнь на определенном этапе одной единственной цели.
Позы, изучаемые на группах йоги — лишь малая часть информации, которую нужно изучить на этом пути. Но даже они вызывают у большей части людей проблемы.
Понятно, нельзя требовать от любителя побегать трусцой мировых рекордов спринтера.
Но если человек все же решил стать спринтером-рекордсменом, он должен понимать каких усилий это от него потребует.
Большая часть этого «айсберга знаний», все равно, остается невидимой со стороны.
Форма «ухода в йогу», «оставление мира » и «порывание связей » без подготовки на уровне образа жизни, привычек, навыков простых духовных дисциплин..
Серьезные шаги по «уходу из мира» (разводы, продажу собственности, закрытие, сворачивание деловых отношений) предусматривают четкие ответы на следующие вопросы:
1. Какие у вас шансы на успех в этом деле.
2. Что конкретно ваша практика представляет. И требует ли от вас данный метод полного ухода.
3. Получится ли у вас достичь того состояния, ради которого вы готовы «все бросить».
4. Важно выяснить, в чем конкретно и где именно эта практика может состояться. И позаниматься примерно тем же самым, но, например, в квартире с центральным отоплением, а не сразу в Гималаях.
На деле, необходимо ли уходить от мира, чтобы правильно понять его?
На какое-то время — безусловно. Все это поможет включению метода, если он у вас есть.
Не мы придумали этот мир, и не нами придуманы формы духовного опыта, которые мы усваиваем. Но мы можем выбрать (или не выбрать) формы, через которые этот опыт может с нами случиться. Отшельнический скит, уединение, изоляция, смена страны проживания и привычного окружения.
ВЫВОДЫ
Этот сайт посвящен одной из восточных религий — Шиваизму. Если же говорить о численности людей, увлеченных этим направлением в России — это единицы. Так и должно быть, так как это, на самом деле, путь одиночек, а не стадионные культы. Эксклюзив отличается от ширпотреба.
Это наименее изученные тексты и наименее известные практики. Так как для того, чтобы правильно понять или перевести текст, важно не только знать его содержание, а обладать опытом реализации того, что в нем написано.
Сейчас можно сказать, что больше и больше людей задумывается о духовных проблемах и пытается найти для себя их решения.
Успех в этом достигается по милости Господа Бога, Ишвары, Ади-натха, Шивы, и, как следствие этой милости, у ищущего появляется возможность продвижения на этом пути и понимание его целей. Других причин подобного знания и его проявления в этом мире, на самом деле, нет и быть не может.
Сложной составляющей является принцип практики действий, которые важно делать регулярно. Так как именно такой тип действия освобождает, перестраивает ум, делая его совершенным инструментом постижения.
Многие увлекаются эзотерическими учениями Востока, но бросают свои увлечения, не выполнив даже первых шагов. Выполнив же относительно простые техники, забывают, что это начало. И результат отдельной техники, в отрыве от учения, не даст ничего, кроме иллюзии «самопросветления». Отдельный метод, вне достижения цели учения, не может считаться полноценным, как фрагмент картины — еще не вся картина.
Поэтому не всегда имеет смысл «смягчать» форму подачи метода йоги, подстраивать это знание под «интерес обывателя», который неизбежно был и останется поверхностным.
Без регулярно выполняемой и совершенствуемой дисциплины, которая открывает этот путь, все сакральные тексты и писания остаются не более, чем «памятниками индийской литературы», или «разделом теории и истории мировой культуры» для студентов факультета востоковедения.
Если же человек способен следовать дисциплине больше года ежедневно, хотя бы по 15 минут, это не мало. Ум постепенно изменится и станет способным воспринимать те реалии бытия, которые были закрыты от него ранее.
Основная цель такого восприятия — созерцание света абсолютного сознания во все моменты жизни. Любая духовная концепция и религия работает только тогда, когда приводит человека к его цели — Богу. Дает ему мир, покой, понимание и гармонию в восприятии себя и окружающего его мира.
Тогда древняя сила, вложенная в метод, пропишется в сознании и проявится, как самодостаточное состояние Того, кто вложил в человека жизненную силу и способность к постижению вечного.
Dinesh 16.03.09