Путь Шатстхалы

Каждая религия имеет свой собственный путь духовных практик, посредством которых может быть приобретено освобождение. В некоторых религиях большее значение придается или бхакти, или карма, или джняна. Путь Вирашиваизма имеет предписанный путь Шатстхалы. Мы можем найти здесь синтез всех путей — бхакти, карма и джняна. Прежде, чем мы приступим к изложению пути Шатстхалы, вкратце обозначим основные этапы эволюции вселенной и человека от первичного принципа.

В начале не было ничего, это можно определить, как сарвамунья-нираламба стхала (состояние абсолютной пустоты). Стхалав вирашиваитской философии значит «одно, из которого всё происходит и в конце во что всё сливается». Это также описывается, как Линга, Парашива или Парабрахма. Сам термин стхала обозначает так же ступень , уровень эволюции души и материальной энергии. Бог не подвержен процессам , а лишь разворачивает свою действующую в проявленной вселеннойШакти.

Сарвамунья нираламба стхала трансформируется в шуньялинга стхалу (состояние пустоты). Следующая стадия в эволюции принципа шуньи это Нишкалалинга стхала (невидимая Линга стхала), откуда разривается принцип Сат-Чит-Ананды. Следующим шагом в этом процессе является Махалинга стхала, где проявляются Нада, Бинду и Кала принципы. Это определяется, как омкара или пранава, из чего создание начинается в различных направлениях (ступенях).

Природа состояния абсолютной пустоты описывается в следующей вачане Шри Тхонтананды Сидхалинганвары.


«Когда ни земли, ни воды, ни огня, ни воздуха и даже луны, солнца и души не было
Еще не было восьми тел.
Когда иллюзорного налета Я и Моё еще не существовало.
Ни имени, ни формы, ни действий не было.
Тогда был Ты, как Всеобщая Пустота,
О, Господь Махалингагуру Шивасиддхешвара.»

Шри Аллатапрабху преподносит этот феномен в более выразительных формах:


«Перед началом и неначалом
Перед появлением высокомерия и гордости
Перед рождением чистоты и нечистоты
Перед существованием вакуума и ультравакуума
Перед рождением движимых и недвижимых объектов,
О, Господь Гихешвара, ты один существовал и не существовал.»

Парашива или Стхала ассоциируется с вимаршашакти, которая трансформируется в Майяшакти, которая несет ответственность за создание вселенной в процессе эволюции. Вимарша-шакти генерируется, когда появляется воля Всевышнего к самовыражению себя через внешние формы (иччха-шакти). В Парашиве (трансцендентном аспекте Бога) — Шива и Шакти неотделимы друг от друга. Шри Чапаймараса живо описывает эволюцию вселенной, человека и других существ в следующей вачане.


Это великое Неопределимое принимает форму самого рожденного Линги, действием (силой) ему присущей силы.
Из этого Линги происходит Шайвашактьятмака, Шайвашактьятмака (божественная энергия) создает Атму, Атма производит небо (Акаша), Небо производит Вайю (воздух).
Из Вайю происходит Агни (огонь), Агни трансформируется в Аппу (вода или материя в жидком состоянии), Аппу производит все формы земли, земля производит все формы жизни. Всё это создается лишь одной твоей волей.
О, Господь Виммалигейя Чаннарама.

Здесь саморожденный Линга является Махалингой и, как описано выше, из него происходит творение. Ибо Парабрахма есть вечная истина и вселенная проявляется не из илюзии (Майи), а из реальности. Энергия, освобождается шаг за шагом в соответствии с вышеизложенной вачаной. Человек и другие существа появляются в конце всего процесса сотворения вселенной.

Современная наука поддерживает вышеизложенный филосовский взгляд на появление человека в конце эволюционного процесса. Шунья не значит «ничто», пустоту в негативном контексте. Шунья — это всё, и статическое , безмолвное непроявленное сознание и его динамически активное воплощение в форме материальных энергий. Это суть всех объектов и явлений. Это источник неисчерпаемой энергии. Перед созданием вселенной вся энергия была сконцентрированна только в математической точке. Большой Взрыв был около 1400 крор лет назад, высвободив огромное количество энергии. Температура тогда была порядка миллионов градусов . Частицы электронов, протонов, нейтронов были сформированны благодаря конденсации энергии, когда температура постепенно понижалась. Из специфичного расположения этих частиц были рождены атомы. В этой высокой температуре они присутствовали в газообразном состоянии. Сформированный таким образом газ распространился во всех напралениях и привел к возникновению Туманности, которая со временем преобразовалась в звезды. Огромные группы таких звезд известны, как галактики. Примерно тысячи кроров таких галактик появилось и наша солнечная система одна из таких галактик. Наше Солнце — звезда. Все звезды ничего более, как горящие шары газа. Некоторые материи в газообразном состоянии остались вокруг Солнца после его образования.

Планеты и их спутники сформировались благодаря остыванию этого газообразного вещества. Наша Земля — одна из таких планет. Земля постепенно трансфомировалась в жидкое и потом в твердое состояние. Между тем, вся субстанция, присутствующая теперь на Земле, была сформированна благодаря химческой комбинации атомов и различных элементов одного с другим. Со временем на Землей появились океаны и небо. Жизнь появилась в форме растений и живатных в последней стадии. В соответствии с Дарвиновской теорией эволюции, человек появился в конце.

Этот порядок создания вселенной и человека очень похож на один отрывок из вачан Шри Чандимараса, упомянутого ранее. Основная идея обоих процессов почти та же. Человек появляется в конце эволюции из этого неделимого Великого , который есть воплощение безграничного сознания, безграничной жизни и безграничного блаженства. Это Великое Единое стало многим в процесс творения, а затем скрыло себя в мире вещей. Сознание дремлет в недвижимых обьектах и стихийных силах природы проявляется в растениях и животных в малой степени и в большей в человеке. Великий мыслитель сказал: «Бог спит в камне, ходит в животном и говорит в человеке.»

Так Парабрахман, Бесконечность Шунья, Парашива или Линга проявляет себя в человеской форме. В филосовской терминологии человек называется джива. Джива ассоциируется с анава-мала, майя-мала и кармика-мала, тремя формами ограничения из-за соприкосновения с майя-шакти, что есть еще одна форма вимарша-шакти Парабрахмана и забывает свое божественное происхождение. Природа этих трех мал может быть объяснена, следующим образом:

1) Анава-мала — нечистота, уменьшает безграничность до минимальной формы и создает чувство двойственности между Шивой и дживой. Это заставляет дживу ассоциироваться с каранашарира или причинным телом.

2) Майя-мала — она уменьшает безграничное знание делая его ограниченным и относительным. Из-за этого восприятие реальности становится иллюзорным. Из-за этого душа вместо понимания, единства всех вещей в Абсолютном видит их так, как будто они изначально отличны друг от друга. Пустота — основа для всех предметов во вселенной. Наука утверждает, что все есть различные формы изначальной пустоты. Согласно современной науке, все объекты во вселенной состоят из 92 элементов, которые в свою очередь состоят из атомов и атомы состоят из частиц, известных как электроны, протоны и нейтроны. При разрушении этих частиц выделятся большое количество энергии, которая переходит в своё изначальное состояние Маха Шуньи ( изначальной великой пустоты, которая является источником всех сотворенных миров и состояний материи) . Это значит, что все предметы во вселенной не различны, а внешние формы всего лишь частные аспекты Шуньи.

Эта точка зрения поддерживается как философией, так и наукой.

Однако, научный анализ дает только интеллектуальные знания, что все субстанции есть различные формы пустоты. Мы не чувствуем что же это такое в действительности, так как майя-мала создаёт иллюзию и скрывает от нас реальную природу вещей. Душа — изначальная духовная сущность человека ассоциируется с тонким телом (Сукшма шарира) благодаря маийя-мале.

3) Кармика-мала — Парашивалинга является всемогущим и создает бесчисленное количествао вселенных и способен сделать невозможное возможным. Так неограниченная способность Бога уменьшена до незначительной степени в крошечном создании, человеке. Это благодаря кармика-мале, которая заставляет дживу ассоциироваться с физическим телом (Стхула шарира).

Посредством духовной практики узы трех мал, а именно анавы-малы, майя-малы и кармика-малы, разрушаются и душа достигает бесконечного сознания, бесконечного знания и безграничного блаженства. Это освобождение. Этониджаякастхити (состояние истинного объединения) или нирвикальпа самадхи (состояние абсолютного единения или обретения божественного в его изначальной природе). Далее мы рассмотрим как это состояние достигается посредствомшатстхалы.

Духовная практика в шатстхале начинается инициации ученика Лингадикшей, то есть передачи ему ишталинги. (Ишталингасделан из магнитного камня и по форме напоминает Линги, установленные в храмах, покрыт черным блестящим материалом, называющимся Кантхи. Линга всегда носится на теле). Божественная искра скрыта в нем, он — крошечная частица бескрайнего океана Парашивы. Гуру, достигиший наивысшего духовного уровня, извлекает божественную искру из брама рандхи (выходасахасрара-чакры) особым жестом (хаста-мастака самйогой), возлагая свою ладонь на голову ученика и принимает его, соединяя его с Божеством. Гуру дает ученику для поклонения Ишталингу, как символ Парашивы.

Посредничества священников не требуется для поклонения ишталинге! Так как божественная искра преданного присутствует в ишталинге, его почитание становится преобразующим и духовно наполненным. Посвящение, данное физическому телу ученика вручением ему ишталинги, называется криядикша. Вложение Праналинги в его тонкое тело и Бхавалинги в причинное тело — это ведхадикша. Праналинга и Бхавалинга не физические объекты, как ишталинга. Они являются божественными принципами. Гуру дает ученику мантрадикшу, шепча ему на ухо шестислоговую мантру (шадкшари мантру«Ом Намах Шивайя» — либо её разновидность). После инициации джива свободна от трех мал (нечистот) и трансформируется в«анда». Адепт становится чистым умом и телом, реализует свой духовный путь посредством направления всех форм деятельности сознания на достижение Шивы.

Как было упомянуто ранее, Парашива или Линга ассоциируются с Шакти или изначальной энергией. В действительности Шива и Шакти не отделимы друг от друга. Разделение происходит как отношение Линги и анги — целого и части, души и Бога, эти отношения и есть бхакти. Анга ассоциирующаяся с физическим телом, называется бхоганга. То, что относится к причинному телу называется логанга. Парашивалинга действует, как ишталинга, праналинга и бхавалинга в духовной практике. Анга или бхакта начинает свое духовное путешествие, обретая бхакти (преданность Богу), как точку отсчета, шаг за шагом в ступенях известных, как бхактистхала, махешварастхала, прасадистхала, шаранастхала и айкьястхала. Здесь стхала значит ступень или шаг.

В процессе духовного прогресса в шести шагах — ишталинга, праналинга и бхавалинга, каждый из этих линг ассоциируется с двумя различными типами Линг, которые являются божественными принципами. Бхакти (преданность) и Шакти (энергия, сила) также идут вместе, трансформируясь на различных уровнях под различными названиями в каждой стхале. Отношения каждой стхалы с различными лингами и шакти даны ниже в таблице.


Стхала

Линга

Бхакти

Шакти
1

2

3

4

5

6

Бхактастхала

Махешварастаха

Прасадистхала

Праналингастхала

Шаранастхала

Айкьястхала

Ачаралинга

Гурулинга

Шивалинга

Джангамалинга

Прасадилинга

Махалинга

Садбхакти

Найштикабхакти

Авадханабхакти

Анубхавабхакти

Амандабхакти

Самарасабхакти

Крияшакти

Джанашакти

Иччашакти

Адишакти

Парашакти

Читшакти

В дальшейшем духовный путь направляется аштаваранами (восемью защитами) и панчачарами (пятью драгоценными принципами). Ашатавараны состоят из гурулинги, джангамов, падодаки, прасада, вибхути (бхасма), рудракши и мантры. Гурулинга и джангама являются объектами поклонения, падодака и прасад — плоды поклонения. Панчачара состоит излингачары, садачары, шивачары, бхритьячары и ганачары. Они являются определенными религиозными, моральными и социальными кодексами (законами) поведения, что должны соблюдаться в процессе духовной практики. И далее духовный прогресс в шатстхале предусматривает арчану (поклонение), арпану (предложение) и анубхаву (мистицизм).