Ведическая религия как основа современных течений индуизма

Известно , что направления Индуизма такие как : Шиваизм, Вайшнавизм, Шактизм — современные формы древней Ведической религии.

В Ведический период всех этих направлений не было, не было так же и поклонения Богам через изображения, не было храмов и тех ритуалов, которые проводятся в них сейчас. Основным культом ведического периода было поклонение священному огню,Агни и формы различных подношений через священный огонь различным Богам с возглашением ведических гимнов, которыми они почитались.

Гимны составлялись пророками-риши. Риши обладали непосредственным видением духовных миров и могли напрямую общаться с божествами. Гимны открытые риши — плод непосредственного видения духовных сфер. Веда, знание в форме речи нисходила и проявляла себя через риши-открывателя Вед. Ранние ведические тексты не систематизированны.

Основная часть гимнов обращена к Индре, Агни, Рудре, Митре, Варуне, Сурье. Встречаются и женские образы, такие какАдити (изначальная шакти от которой родились АдитьиДевы и Асуры), Притхиви (земля), Ушас (заря, восход, пробуждение), Вак (речь, мистическое вдохновение). Каждый из богов выполняет свою функцию во Вселенной. Так Агни — осуществляет связь между небесным и земным миром. Митра — светлое божество, воплощал идею договора между людьми и небесами. Варуна — грозный бог воплощающий силу закона «по принуждению» таких как календарный цикл, влияние планет и созвездий зодиака. Язык Вед это поэзия и откровение одновременно каждый из почитаемых Богов почитается так как если бы был верховным божеством во Вселенной. Главные же вопросы остаются уделом непостигаемого откровения:

        Не было ни сущего ни не сущего тогда
Не было ни воздуха, ни небосвода за его пределами
Не было ни признака дня или ночи.
Дышало не колебля воздуха , по своему закону Нечто Одно,
И не было ничего другого кроме него.
Мрак был сокрыт мраком в начале
То жизнедеятельное было заключено в пустоту,
Оно одно было порождено силой жара!
В начале на него нашло желание
Что было первым семенем мысли
Происхождение сущего в не сущем открыли мудрецы
Размышлением ища в своём сердце
Откуда это творение возникло,
Было ли оно создано или же нет —
Кто надзирает за этим миром на высшем небе,
Только он знает или же не знает.
(Ригведа. Мандала 10, 129).

На роль творца в ведической космологии не может подходить ни один из Богов. Владыка всего сущего безличен и в тоже время имеет тысячи ликов, каждый из богов имеет своё место в бытии в соответствии с Рта — мировым законом. Этот закон, так же как и всё остальное, зародился из невыразимого Нечто, которое есть и Все.

        Закон и истина зародились из воспламенившегося жара.
От них произошла ночь, от ночи волнующийся океан.
Из волнующегося океана родился год, распределяющий дни и ночи,
Владыка всего сущего…
(Ригведа)

Гимны говорят о возникновении творения из золотого зародыша, но они так же не персонифицируют его:

        Вначале он возник как золотой зародыш
Родившись, он стал единственным Господином творения.
Он поддержал землю и это небо
Какого Бога мы почтили жертвенным возлиянием?
Кто даёт жизнь, даёт силу, чей приказ признают Боги,
Чьё отражение — бессмертие, чьё — смерть
Какого Бога мы почтим жертвенным возлиянием?
Кем грозно небо, кем тверда земля,
Кем установлено солнце,
Кем небосвод, кто в воздухе измеряет пространство
Какого Бога мы почтим жертвенным возлиянием?
(Ригведа. Мандала 10, 121).

В другом космологическом гимне вселенная представлены в виде Маха Пуруши — Космического человека, воплощения всей вселенной со всеми присущими ей формами. Он — вся эта вселенная и он же превосходит её:

        Пуруша — тысячеглавый, тысячеглазый, тысяченогий.
Со всех сторон покрыв землю, он возвышался над ней еще на десять пальцев.
На самом деле, Пуруша — это вселенная, которая была и которая будет
Он так же влавствует над бессмертием…
Таково его величие, и еще мощней сам Пуруша
Четверть его — все существа.
Три четверти его — бессмертие на Небе.
Когда Боги предприняли жертвоприношение
С Пурушей как жертвенным даром
Весна была его жертвенным маслом
Лето — дровами, осень — жертвенным даром.
Из этой жертвы, полностью принесенной
Гимны и напевы родились, стихотворные размеры родились,
Ритуальная формула родилась.
Его рот стал брахманом
Его руки сделались кшатрием
Его бедра — вайшьей
Из ног родился шудра.
Луна из духа рождена была
Из глаз солнце, из дыхания ветер
Из пупа возникло воздушное пространство
Из головы развилось небо
Из ног — земля, стороны света — из уха.
(Ригведа. Мандала 10, 90).

Могущество шакти воспевается в другом гимне Ригведы посвященном Вак — Деви, пронизывающей все миры и наделеющей силой все создания. Гимн возглашается от первого лица:

        Я двигаюсь с Рудрами и Васу
Я — с Адитьями и всеми Богами.
Я — повелительница, собирательница сокровищ,
Я несу Сому, бьющего через край,
Тваштара, Пушана и Бхагу
Я создаю богатство возливающему жертвенный напиток,
Очень ревностному жертвователю, выжимающему Сому.
Я — повелительница, собирательница сокровищ,
Сведущая, первая из достойных жертв.
Меня такую распределили Боги по многим местам,
Меня, имеющую много пристанищ, дающую многому войти в жизнь.
Благодаря мне ест пищу тот кто смотрит, кто дышит и кто слышит сказанное
Не отдавая отчета, они живут мною, внимай о прославленный
Изрекаю тебе достойное веры!
Я ведь то,что радует богов и людей
Кого возлюблю сделаю могучим
Того — брахманом, того — риши, того — мудрым.
Я натягиваю лук для Рудры,
Чтобы убить ненавистников священного слова.
Я вызываю состязание среди народа
Я пропитала собой небо и землю.
Я рождаю отца на вершине этого мира
Моё лоно в водах, в океане.
Оттуда я расхожусь по всем существам
И касаюсь теменем того неба.
Я ведь вею как ветер,
Охватывая все миры:
Такая я стала величием.
(Ригведа. Мандала 10, 125)

Каждый из ведических Божеств часть вселенной, луч идущий от Высшего единого солнца Абсолютта к творению, зримому миру и продолжающий свою жизнь в нем. Двигаясь по этим лучам человек, социум, мир дикой природы связан с Творцом. Возможно именно с этим желанием человека приблизить непостижимое ближе к себе, осмыслить выявить, осознать переходы между многоуровневыми слоями Необьятной реальности связан переход от поклонения Многим к Почитанию Одного. Источник Божественного откровения не постигается умом он является как откровение, однако само откровение не является статичным, оно так же меняется вместе с меняющимся миром.

Более поздний исторический период — смена прямого откровения и видения риши, на откровение выраженное языкомУпанишад, Пуран, Итихас, Агам и Тантр является продолжением во времени ведического откровения Риши. Ведические Боги воплощаются в Культах Вишну, Шивы, Шакти, появляется письменная традиция, но главным остаётся прямая передача знания от отца к сыну, от учителя к ученику. Эволюция культов савременного индуизма проходила по крайней мере в течение 3-х тысяч лет, с момента прихода ариев в Индию, образы ведических божеств смешивались с местными культами, понятными для языка простого народа, вместе с тем, учителя сумели передать то духовное и мистическое содержание с помощью форм духовной практики, ведущей человека от внешнего поклонения Богу к постижению его сущностной природы.

Поклонение Шиве связано с ведическим культом Рудры. Рудра — гнвный Бог вызывающий смерть, несчастья, тот кто уничтожает и разрушает. В Яджурведе известном гимне Шатарудрия (Сто имен Рудры) Риши открываются образы Рудры как Бога пронизывающего всё творение, но самым первым является его гневный аспект.

Поклонение о Рудра, твоему гнву, и стреле Твоей — поклонение!
Пусть та стрела Твоя, твой лук и натянутая тетива станут благоприятными для нас.
Ту стрелу, что Ты, о обитатель гор, держишь в руке, нацелив и готовый выпустить, сделай её благоприятной и мирной, о Защитник, не вреди людям и другим существам мира! Пусть стрела твоего лука удалится от нас навсегда.

Далее Рудра предстаёт перед риши в различных образах, но через весь текст от начала до конца упоминаются Его гневная природа, которую риши своим гимном обращает в Благо. Так и само имя Шива проявляется в гимнах в следующих строках:

Поклонение спасающему (чей звук — Ом) , поклонение подателю всего благого сейчас и впоследствии! Поклонение Творящему Благо теперь и впоследствии!
Поклонение Благому и тому, кто непревзойденно Благ!
(Яджурведа, Шатарудрия).

Другие имена Рудры-Шивы носят более милостливый характер и раскрывают его природу как Пашупати — владыку душ. Он населеят мир душами и следит за его развитием направляя их к освобождению или связывая своими оковами (пашу — окова, связанность, тварность).