Место, где живут Боги. Индийские Гималаи. Уттраначал Прадеш.

Маленькие места и маленькие храмы с большой шакти внутри, слой времеи смывается и внимание проникает за завесу внешних объектов. Это возможно при сочетании садханы и сосредоточения на Шиве. Главное никуда не торопиться. Эффект высоты Гималаев, когда все осталось — внизу и над тобой нет ничего кроме огромного неба и святых мест. Язык общения с которыми – санскрит нужно заниматься той же самой практикой, что и ежедневно, только немного побольше. А остальное место делает само.
Не нужно ничего выдумывать – все приходит само. Ритуал и наличие места отсутствие беспокоящих мыслей и внешних факторов; проблемы путешествий — где встать и как устроится, — автоматически решаются в процессе движения. Главное что делает чардхам – естественная концентрация. Если куда то идешь или едешь, то постоянно будешь думать об объекте, к которому движешься. Именно поэтому садху иногда идут пешком по полтора – два месяца, в место, куда можно было бы доехать за 10 часов на автобусе. Это символ йоги и духовного пути на материальном плане.

Собственно сам чардхам ( четыре обители Богов) это не только четыре места. Высокогорные истоки Ямуны и Ганги , Кедарнатх ( храм Шивы) и Бадринатх ( храм Вишну).
Все города начиная с Харидвара и Ришекеша и далее вверх, по притокам рек, храмы в разных местах ( 5 бадри) и 5 кедаров), сами дороги и малые храмы вдоль них. Часть из которых остатки древних паломнических путей…названия которых говорят сами за себя. Дева праяг , рудра праяаг. Гупта Каши, уттаркаши, Три йуги Нараяан, Укхиматх….. Это огромная страна, большая часть которой находится на высоте выше 2000 м. над уровнем моря.

По дороге открывается многое – Гималаи – места и удивительная природа. Разреженный воздух. Главное это отсутствие лишних людей. Я хотел этого очень давно, а сейчас это получилось. Следующий этап – кто знает… Этот естественный процесс отречения на короткое время дает очень многое. Туризм сам по себе мало интересен без цели. Паломничество это процесс движения к конкретному объекту с конкретной целью. Даже сложно точно сказать, когда именно происходит даршан, перед выездом к месту… по дороге. В момент достижения пункта назначения. И затем уже по возвращению назад. Это все даршан. Силу нужно не только увидеть и почувствовать с ней нужно, жить постоянно. Поэтому некоторые остаются в этих местах, на какое то время. Некоторые возвращаются сюда каждый год. Это здорово, — так как происходит перенаправление энергии и пресечение потока кармический цепи.

На языке йоги паломничество — это не километры, а сантиметры и миллиметры – до главных центров пребывания Шивы в аджне и сахасрара чакрах нас отделяет всего 3-4 см. и много лет садханы. Но дойти до них, может быть гораздо сложнее, чем совершить восхождение на вершину Кайласа в Тибете… Так как каждый сам носит свою Кайласу у себя над макушкой… а Ганга и Ямуна впадают друг в друга в 5 ти сантиметрах от точки межбровья в области лба.

В этот раз цели практически не было – посетить одно или несколько мест по дороге на Кедарнатх и Бадринатх, остановиться в одном из них , просто еще раз увидеть и почувствовать нечто, давно забытое… без лишних людей и наблюдателей со стороны.

Небольшого навыка хинди вполне достаточно чтобы ориентироваться в этой среде, но главное это все равно Боги. Мир Богов или земля освобождения ( Мокша бхуми или Дева лока) , это их мир и их страна люди приходят сюда чтобы встретить Их. А местные, какие есть – они пытаются заработать за паломнический сезон на весь год и прилагают к этому все усилия.. Но это не мешает, если знаешь общие расклады. А часто они помогают – так как знают места … Тем более что большая часть мест вообще мало посещаема западными туристами, кому придет в голову на сутки остановится в Гупта Каши все едут на Кедарнатх…или остановиться на ночь в Тунг натхе?

Планируя места остановок заранее, я не торопился, так как просто взял машину с водителем, на 4 дня, чтобы посмотреть несколько мест по дороге на Кедарнатх.

Одно из них Трийуги Нараян. Место свадьбы Шивы и Парвати, на которой Вишну был главным жрецом, в честь которого и был построен храм. Это место и события описаны в Сканда пуране.

От Трийуги Нараяна ( высота 1980м над уровнем моря) идут пешеходные маршруты в долину Ганготри – ( семь дней пути) и на Васуки тал около 8 км. ( озеро Васуки на 4000м. над уровнем моря).

По дороге есть еще одно интересное место Гупта Каши – там скрывался Шива от 5 пандавов, которые по совету Вьясы ( их деда) должны были его отыскать. Чтобы получить даршан и искупление греха убийства своих Учителей и двоюродных братьев на Курукшетре. Шива по своим причинам, не хотел показываться им так просто, ушел из Кедарнатха и скрылся в Гупта Каши ( Гупта означает скрытый – Каши – аналог Варанаси) . Там есть два храма – один ( Гупта) Каши Вишванатх , другой Трипура Сундари. Все храмы выдержаны в одном архитектурном стиле, а двух внутри есть ведические очаги для огненных подношений. В Триюге Нараяне — такой очаг горит постоянно как дхуни.

Останавливаться мне пришлось в маленькой гостинице — так как в больших гостиницах места все были забронированы, помог один из местных сказав, что есть небольшая гостиница рядом с его магазином в двух километрах от города. Хозяин гостиницы не был избалован вниманием богатых постояльцев. Мы вместе приготовили ужин и легли спать. Утром хозяин отеля показал мне два храма, которые без него ни я ни водитель не нашли бы так просто. И потом мы поехали на Триюги нараян, по дороге начались приключения – водитель отказался ехать вверх ссылаясь на то, что дорога ( в прежние времена) была очень плохая и машина могла застрять. От Сонна праяга в качестве такси( туда и обратно 25 км) , я взял парня с мотоциклом ( bajaj avenger) у которого на полдороге кончился бензин…но как оказалось все не так безнадежно и вторая машина нас подобрала, обратно мы доехали так же, но только на автобусе, до места где кинули байк. Дорогу после прошлогодних дождей сделали новую, было ясно, что мой водитель перестраховался.
Следующая ночевка была на другой стороне долины- в Укхиматхе. Укхиматх это зимняя резиденция Кедарнатха, все поклонения на 6 зимних месяцев переносится туда. А сам Кедарнатх в это время для людей закрыт, и зимой в Кедарнатх приходят Боги – из людей там никого не остается, а дорога контролируется полицейским департаментом.

В Укхиматхе ( высота 1300 м. ) находится одна из 5 вирашиваитских питх – Кедар питха ее возглявлет Кедар свами. Инфраструктура места развивается очень быстро 2 года назад достроили большой гостиничный комплекс. Собираются реставрировать так же старый каркас здания матха — нижние этажи не используются из за ветхости. Место тоже примечательное и отмеченное в пуранах. Там находится небольшая Шакти питха ( храм Чамунды) . А так же Уша – Анирудха виваха стхан ( место свадьбы гандхарвов Уши и Анирудхи) события также упоминаются в пуранах. Само место называется Укхи –матх в одном из вариантов произношения санскритских слов вместо ( Ша читается ХА) . Вечером я сходил на пуджу в храм и на даршан к Кедар свами.

Выехали мы поздно около 11. 30 так как несмотря на путешествия утренние часы я отводил для практики, без которой сами путешествия действительно скорее напоминали бы туризм, чем паломничества… по святым местам.
Ехать пришлось недолго – около 40 минут. Но перепад высот был достаточно сильным. Мы остановились в Чопте ( 2900м) деревня по дороге на Бадринатх. Конечной целью моей поездки был Тунг натх самый высокий из храмов Шивы один из 5 кедаров ( высота 3 850 м.) . Но дорога оказалась относительно недолгой четыре км. я прошел вверх за 1ч.20 минут. Прыти добавила новость, что храм в 13. 00 закрывается и придется ждать до 14. 00 пока Шива джи сделает перерыв на ланч. Перепад высот при небольшом восхождении добавляет легкой эйфории — это происходит от кислородного голодания в сочетании с передвижением пешком вверх. Создается эффект очень похожий на практику хорошей пранаямы. В конце мне пришлось несколько поторопиться.

Поэтому на даршан приходишь с легкостью в голове и теле… В этот раз, я заранее подготовил все элементы пуджи, и в самом храме провел ее сам. Пуджари ( священники – брамины) этому не препятствовали, а напротив… выразили интерес. Понятно, что такой номер в Кедарнатхе или Каши Вишванатхе у меня бы так просто не прошел. Интересно, что после пришел индиец вместе со священником – пуджари, и я послушал как проводят пуджи они. Отличие: тот же самый элемент в ключевых мантрах Рудрам и пуруша сукты ( вместо Ша читается Ха). Впрочем, практически все идентично.
На территории возле храма был Бхайрава стхан , храм Парвати несколько алтарей посвященных 5 кедарам. Шиву обычно окружают несколько сопровождающих Деват, которым делаются подношения до или после основной Шива пуджи, Ганеша, Парвати Дурга или Кали), Нанди ( ездовое животное Шивы в форме быка), Бхайрава ( Кала Бхайрава или Ватука — Бхайрава гневные аспект Шивы. Их почитание устраняет те или иные кармические препятствия для даршана, и не благоприятные стояния планет.

Сами места были известны еще в доисторические времена, в них совершали аскезу Риши. Но появление храмов в этих местах связано с пандавами, пытаясь угодить Шиве, они построили на этих местах святилища. Поэтому некоторые храмы тех мест включают скульптурные группы Арджуны, Юдхиштхиры, Бхимасены, Накулы и Сахадевы.

Часть храмов была отстроена заново Ади Шанкарой. Поклонение в высоко горных храмах ( от 2000м ) открывается в начале апреля мая ( одновременно с чардхамом) и продолжается до октября – пока не выпадает снег.

Немного поднявшись, над храмом, я увидел красивый горный пейзаж в обе стороны долины. И дорогу которая уходила дальше за хребет. Спустившись к храму, я попал на обед, к которому меня пригласили те же самые пуджари. Обед состоял из дала, риса, и чапати, пришелся очень кстати, так как мне предстояло еще спускаться вниз.

Дорога вниз была более быстрой, так как можно было срезать, она заняла около 40 минут.
Природа в тех местах очень живописна, так как на километр превышения с 2900 на 4000 приходится лесная зона, луга и затем снег. Который только стаял. При жаре +45 в Ришикеше, наверху достаточно холодно…
На завершение поездки – до Решикеша ушли еще сутки – пришлось останавливаться на ночь в Шринагаре.

Май – июнь 2011. Dinesh