Шива-йога
Метод Шивайоги направлен на пробуждение третьего глаза в традиции вирашиваизма.
Он включается в ритул ежедневного поклонения Шиве и выполняется на Ишта-линге, который ученик получает от Гуру при посвящении. Этот метод малоизвестен на Западе, поскольку посвященных в Шива-йогу от силы три-четыре десятка в Восточной Европе (несколько общин в Хорватии и община в Санкт-Питербурге, основанные учениками Кумара Свами Dharwar, Tapowan). Понять же традицию на опыте одного научного изучения священных текстов — вещь совершенно безнадежная. Учителя вирашиваизма в Карнатаке подробно излагают этот метод используя научный подход, совмещая его с практикой Шива-йоги.
Ряд исследований эндокринной системы показал, что шишковидная железа — рудимент «третьего» глаза включается при регулярной практике Шива-йоги — сосредоточении внимания на свете отраженном от Шивалинги. Схожий эффект происходит и от обычных тратак, но Ишта-линга сделан из такого материала, что свет отраженный от неё, преломляется так, как это происходит при его отражении в глазном яблоке, что усиливает эффект и максимально воздействует на шишковидную железу. Область «третьего глаза» связана с обычными глазами двумя зрительными нервами, сам третий глаз — небольшой бугорок серого вещества расположенный между двумя полушариями в середине мозга, он содержит пигмент схожий с тем, который находится в «обычных» глазах , наделен качеством оптического восприятия и реагирует на свет. Наука йоги заявляет, что это и есть тот орган, посредством которого может проявляется наша связь с Космическим сознанием и развиваться интуиция. Его расположение между двумя полушариями и два нерва идущие от глаз позволяют передавать информацию мозгу через соего рода «внутреннее security».
Известно, что железы связаны одна с другой и их работа скоординирована. Внешние обекты воспринимается глазами и затем информация передаётся в мозг, благодаря процессу восприятия сигнала включается тот или иной гормон, влияющий на наше состояние. Важность третьего глаза в том, что он способен управлять деятельностью мозга контролируя процесс передачи информации — разотождествляя обьекты с их «отпечатками» в уме и эмоциональным содержанием, которое накладывается на них умом автоматически. Тем самым под котроль может браться абсолютно все воспринимаемые обьекты оказывающие на нас те или иные влияния. Контролируется так же процесс выделения гормонов и тех ощущений которые мы испытываем вследствии их выделения: счастья, страдания, страха, гнева; эмоциональные подьёмы. Мы не можем изменить характер обьектови воспринимаемых нами явлений, но можем изменить их ведение, благодаря практике раскрытия » третьего глаза». В этом смысле Шивайога и есть та йога где полностью включается процесс читта вритти ниродхах разотождествления свидетельствующего сознания с его модификациями.
Фактически все железы нашего тела «завязаны» на третий глаз, если он не пробуждён, то информация поступающая от внешнего мира не проходит никакой фильтрации и вызывает прямую обратную реакцию, заставляя действовать механизм samskara. При его пробуждении происходит соединение со свидетельствующим сознанием никак на прямую не связаным с воздействующими на него обьектами.
При полном пробуждении третьего глаза человек может прибывать в состоянии самадхи постоянно. Паралельно с его открытием происходит то, что в других школах, например у натхов, описывается как кхечари-мудра (с подрезанием языка) — открывается чакра нектара (лалана, сома-чакра), который насыщает все тело. Процессы жизнедеятельности при этом замедляются , снижается потребность в пище и зависимость от внешних обьектов. Традиция знает примеры, когда йогины занятые процессомшивайоги погружались в контролируемое самадхи и проводили в нем десятки лет, могли осознанно выходить из тела, обретали сверхестественные способности, поднимаясь над миром обусловленого бытия.
Практика совершено проста в выполнении, но как и все формы йоги требует регулярности в занятиях и постепенного накопления опыта. Помимо всего прочего здесь необходима передача от Гуру и посвящение.