Хатха йога: теория и практика: исследование текстов Гхеранда Самхита, Хатха-йога прадипика.

Исследования текстов.

Если говорить или писать о йоге, то лучше говорить, что пережито на личном опыте, любой материал и статья отражают то, что вкладывает в них автор. В исследовании текста задача ищущего — не интерпретировать текст, а понять, что хотел сказать автор. Впрочем, сами тексты однозначно говорят о том, что все, что в них написано, будет работать только при соблюдении целого ряда условий. Знакомство с йогой на западе, часто начинается с изучения поз, в то время как прочие аспекты учения не рассматриваются или игнорируются вообще. Если же начинать раскапывать смысл слова «йога» в контексте текстов, в которых о ней говориться, то получается совершенно иная картина…
«Сейчас я изложу методы достижения состояния самадхи, побеждающего смерть и дарующего счастье и блаженство пребывания в извечном (брахмананда карампарам)». ( Х.Й. Пр. 4.2)
Так начинается последняя глава Хатха-йога прадипики Сватмарамы.

 

Следует сразу сказать о том, что свободное экспериментирование с практикой и комментирование текста без практического опыта реализации хотя бы начальных ступеней, запутывает. Свобода эксперимента начинается после усвоения базы, а база — это выверенный традицией алгоритм действий. Учитель (если это учитель) видит цель учения и ведет ученика напрямую к ней. Учитель, достигший самадхи будет учить этому и учеников. Учителя передают йогу ищущим, а тексты заставляют обращать внимание на то, что должно быть в практике и возвращают ум к основаниям йоги, как учения ведущего к освобождению.

 

Текст написан мастерами для их учеников и других мастеров. Возможность доступа к нему — достижения этого века и коллектива переводчиков. В библиотеках ашрамов и спецхранах университетов хранятся манускрипты, в случае изданий текста манускрипт извлекается книгоиздательством и переводиться на тот или иной язык. При прочтении важно учитывать, что авторы вкладывали в понятие йога, каковы ее ступени и составляющие. Выход может быть найден в том, чтобы правильно воспринять начальные ступени йоги и, не делая далеко идущих выводов, воспринять текст как информацию.

 

Использовать ключи текста могут те, кто получил их от своего учителя, и занимается практикой под руководством Гуру. Без учителя совершенство в отдельной практике не имеет перспективы, так как вопрос : «а что дальше-то?» остается без ответа. Умозрительно текст позволяет получить ответ в первом приближении. При этом, язык текста на санскрите в оригинале и его смысл отличаются от переведенных на английский и русский, так как санскритский оригинал включает в себя ряд понятий, которые отсутствуют в этих языках. Термины Таттва, Лайя, Хома, Тапас , яджня, Шунья, Турия, Мукти , Ишвара можно перевести на любой из языков, но перевод не гарантирует вам прямого восприятия того, что за этим стоит. Потому и необходима живая традиция.
Содержание текста
В Гхеранда-самхите Чанда-капали спрашивает своего учителя Гхеранд: «О лучший среди йогинов, Мастер йоги, Повелитель, я жду услышать от тебя путь дисциплины, ведущий к знанию сути вещей».
«Ты хорошо спросил, Обладающий силой, я расскажу тебе дитя то, что ты хочешь услышать, слушай внимательно.
Нет заблуждения подобной майе, нет силы выше чем йога, нет друга лучше, чем знание и нет большего врага, чем эгоизм».
Изучением алфавита достигают затем совершенства в науках, (так же) через практику йоги постигается знание сути вещей».
Подобно корзинам, подвешенным к жернову водяного мельничного колеса, наполняемым водой, душа наполняется и опорожняется благими и дурными деяниями, непрерывно двигаясь от рождения к смерти.
Подобно необожженному глиняному кувшину, брошенному в воду, тело быстро разрушается.
Обжигая сосуд тела упражнениями йоги, сделай тело прочным.
Существуют семь форм йоги для тела, дающие чистоту, силу, легкость, покой, самообладание, осознание, отстраненность.
Чистота достигается упражнениями шаткармы, сила — практикой асан, самообладание приходит от мудр, покой — от пратьяхары, легкость — от пранаямы, осознание себя как атмы — от дхьяны, и изоляция (от всех объектов) самадхи — что без сомнения является освобождением.(1.1-1.12)

 

В Хатха-йога прадипике текст начинается с приветствия Адинатха, Шивы как открывателя знания хатха-йоги (тренинга для тела, что ведет к вершинам раджа йоги — йоге сознания) . Шри адинатха намосту тасмай йенападишта хатхайогавидья.
Вибраджате пранатараджайогамародумичхарохинива (1)

Затем в пример приводятся махасиддхи, которые достигли совершенства и победили время и смерть.
Далее говориться о том, что хатха-йога защищает практикующего от жара, пробуждающегося в процессе тапаса, и о том, что знание хатхи служит опорой для тех, кто постоянно занят практикой йоги. При этом слово йога относится уже не к хатха-йоге (очищениям, асанам, пранаямам), а к медитациям,- мудрам, лайе и самадхи. Сватмарама в 4-й главе говорит
Раджайогамажанамтах кевалам хатхакарминах этанабхьясиноманье праясопхалаварджитан (Х.Й- ПР. 4.78)
(«Незнающие раджайоги и занятые лишь хатхой, по моему мнению, бесполезно теряют время»).
Авторы текстов говорят о хатха-йоге как разделе знания, относящегося к физическим упражнениям, с помощью которого йогин обретает поддержку в прочих видах йоги. Далее говорится о том, что это знание нужно держать в секрете теми, кто желает достижения совершенства, и сила приходит к тем, кто его хранит и утрачивается теми, кто его открывает. Иначе говоря, для тех, кто желает знания йоги, необходима передача, и все, о чем можно сказать в тексте от первого до последнего слова, имеет отношение к тем, кто эту передачу получил. Понятно что человек достигший самадхи будет учить в йоге тому же и своих учеников.

Рассмотрим несколько шлок из Хатха-йога прадипики Сватмарамы, касающихся этого вопроса.
Тапах сантошам астикьям данамишаврапуджанам.
Тапас — жар, вызываемый практикой, сантоша — удовлетворение , дана — жертвы (приношения алтарю и благие деяния) Пуджа Ишваре.(хатха-йога прадипика (1.18)
Приведу краткий комментарий принципов сантоша и и тапа: Аскетизм в йоге — это намерение, реализуемое в практике — вызывающей энергию в уме и теле, в результате которой практикующий начинает чувствовать удовлетворение внутри самого себя, и только после того как это удовлетворение, сантоша,приходит, практика становиться устойчивой и становятся возможными все прочие достижения в йоге. Дана формы пожертвований — кармический закон,- свершение жертв ради очищения души прежде, чем что-то получить, акт свободной воли — даром может служить работа или деньги, или все, что угодно, имеющее ценность. Дана — в традиции не такса за услуги или форма расчета: знание не продается и не покупается деньгами или подарками. Учителя не принимают дану от всех подряд. Если деньги и средства подносятся человеком с нечистыми намерениями, дана отвергается. Это выражение уважения, форма благодарности, желание быть чем-то полезным учителю и учению, обязанность учеников на востоке обеспечивать всем необходимым своего гуру, в тоже время как обязанность гуру — поддержка и наблюдение за учениками. Все это становиться актуальным при посвящении в йогу. Тем не менее, ценность денег и внешних благ для йогина носит символический характер, жертва в виде личных усилий и практики, как дар Гуру, цениться выше прочих, так как только этим обретается знание. Ишвара-пуджанам — совершение служения Богу, в данном случае потребность в Боге, выраженная в ритуале или призыве. В йоге призывом Ишвары является мантра ОМ (пранава), как и другие мантры передаваемые учителем. Традиционное поклонение у домашнего или храмового алтаря, использование символов в религии, для йогинов — поиск Бога в своем теле в форме бессмертной души и созерцания ее света.
Не текст служил в Индии способом передачи знания -йога передавались устно Гуру, как и наставления в применении всего этого.
Следующее, описание комнаты и условий, в которых йога должна выполняться. » в отдельной комнате, чистой свободной от грязи, насекомых он должен заниматься йогой так, как обучил его гуру.
Далее,
«Йога разрушается перееданием, физическим трудом, разговорами, привычным следованием правилам (таким как совершение омовений утром и основной прием пищи после захода солнца) компаниями и отсутствием настойчивости.
Затем, описываются качества, дающие быстрый успех в йоге
«Смелость, мужество, упорство, различающее знание, преданность, устранение от общения.»
Эти правила относятся не только к асанам, но и ко всей йога-садхане. Так практика асан является начальным и сравнительно несложным этапом йоги, на которых человек может понять базовые принципы йога-садхан. Следующие этапы — более сильный вызов, — могут быть пройдены теми, кто воспринял учение. Так , различающее знание относится к тому, что нужно делать и что делать не следует, воспринимается через свой опыт и наставление гуру.

Сиддхантавакья шраванам хримати ча тапохутам
Слушание знания сиддхов (совершенных), раскаяние, тапас и жертвы.

Слушание свидетельства совершенных и реализованных душ в форме священных текстов и через личное общение. То, что в них говориться может сильно отличаться от привычных жизненных ценностей. Для того, чтобы воспринять знание совершенных (сиддха-йогинов), необходимо иметь желание развития и признание собственных ошибок. Ошибки, грехи, неосознанные, неверные действия, последствия которых делают человека страдающим. Для того, чтобы развиваться, необходимо осознание действий и их мотивов. Тексты говорят о карме, делах, которые имеют свои последствия, человек, устремленный к духовным целям, задается вопросами о своей судьбе, которая есть последствия прошлого. Только через пересмотр — покаяние можно изменить судьбу и избавиться от ее власти. Не осознав причин страдания и несчастий, мы совершаем снова одни и те же ошибки. Не имеет значения, о чем и как говорит человек и во что он верит, и в какую веру обращен по рождению, имеет значение только то, что он делает и как себя ведет по жизни. Это практическая сторона знания. Убеждения в том или ином учении тогда что-то стоят, когда подкреплены действием. Это действие называется на санскрите крия. После слушания высшего знания и осознания ошибок следуют тапас и жертвы как форма очищения. Впрочем, тапасом может называться любое очищающее действие, с помощью которого человек поднимается на новую ступень. Сантоша и шауча — как принципы позволяют войти в чистый мир, где человек чувствует первозданно чистые энергии Творца и, освобождается от нагромождения «своих» мыслей и эмоций, порождаемых внешними реакциями сознания. Не менее важен внешний характер деятельности, так как до поры, созхнание и тело жестко зависят от того, где оказываются и на чем сконцентрированы. Отсюда объекты концентрации, предписанные традицией и внешние формы, ей предписанные — это знание в действии. Те, кто выражают пренебрежение к подобным формам, как правило, мало что знают о них на самом деле. Гита говорит так же о том, что » без совершения жертв не обретается ни запредельный мир, ни блага этого.» Более широко смысл жертвы представлен в Гите как способ избавления от кармы и утверждение в высшем ( » у оставившего привязанности, освобожденного, с умом, погруженным в знание , выполняющего работу только как жертву Богу, вся карма исчезает. (4.23- 4.30) Некоторые приносят в жертву слух и чувства на огонь обуздания, зажженный знанием. …Некоторые жертвуют богатство, некоторые подвижничество, некоторые аскеты, твердые в обетах — жертву знания и изучение вед. Некоторые, склонные к пранаяме, задерживают движение праны и апаны , другие, ограничивая себя в еде жертвуют прану пране.
Все они, знатоки жертвоприношений, жертвой очищенные от грехов . Вкушающие нектар плодов жертвоприношений идут к вечному Брахману.») …Этот мир не для тех, кто не приносит жертвы, что говорить о других мирах?

Далее излагаются 10 предписаний и запретов.
Ненасилие, следование истине, неворовство. Сдержанность (брахмачарья), сострадание, стойкость, оптимальная (умеренная) диета, чистота.
Каждое из предписаний направлено на то, чтобы ограничить деятельность человека от ряда нежелательных действий, последствия которых будут расточать его психическую силу и вовлекут в нежелательные для практики действия. Более подробно это описывается в «йогадаршане махариши Патанджали» . Часто такие принципы как брахмачарья, ахимса, сатья, (воздержание, ненасилие, следование истине) обладают множеством оттенков смысла и относятся как к действиям, так к словам и мыслям. Так как этические принципы носят практический характер, многие из них нужно понимать буквально как то: ненасилие- отсутствие насилия и мыслей о нем по отношению к кому-либо, неворовство — не брать то, что принадлежит другим, не использовать то, что принадлежит другим, воздерживаться от секса, — как действия подобного медленному самоубийству (растраты физической и психической силы). Следование истине — отдавать отчет в том, что на самом деле происходит, и стремиться увидеть и понять вещи такими, какими они есть. Из такого соотношения жизненного опыта и йоги рождается истина — интуитивное прямое знание и непосредственное восприятие того, кто мы, где, куда идем и откуда пришли. Осознание этих принципов ямы и ниямы для йогина приходит постепенно по мере входа в более тонкие сферы. Практика йоги так же создает определенный тип кармы, но этот тип кармы способствует уничтожению все прочих (йога-даршана Патанджали).

«Вначале излагаются асаны как первый раздел хатха-йоги, благодаря им достигается устойчивое положение, легкость тела и здоровье, далее описываются некоторые асаны, которые выполняли муни (отшельники) такие как Васиштха и йогины такие как Матсиендра (1.20-21) «.
Далее перечисляются асаны: Свастика, Гомукха, Вира, Курма, Кукута, Уттанакурмасана, Дханурасана, Матсья, Пашчима, Майюра, Шавасана.

Эффект описываемых асан не относится только к физическому телу, их эффект рассматривает изменение эндокринной системы. Статическое удержание этих асан в течение долгого времени позволяет добиться устранения всех болезней и увеличение пищеварительного огня; в этой системе с помощью пищеварительного огня осуществляется пробуждение кундалини.
» Шива обучил 84 асанам, из которых Сиддха, Падма, Симха и Бхадра — самые главные.
Сиддхасану называют главной из всех асан наряду с тем, что умеренность в еде — главная среди предписаний, а ненасилие — среди запретов.
Сиддхасана должна постоянно практиковаться, потому что очищает 72000 каналов. Для созерцающего атму, умеренно питающегося, практикующего 12 лет сиддхасану йоги обретают успех.

Нет асаны подобной сиддхасане, кумбхаке подобной кевала, мудры, как Кхечари и лайи, подобной нада.»
В Гхеранда-самхите более подробно уделяется внимание шести очищениям (шаткарма) , которые предшествуют практике йогасан. Для человека, живущего в социуме и не сталкивающегося с йогой, главной проблемой может стать еда и образ жизни. Так как при всей схожести с гимнастическими упражнениями асаны отличаются от них, так как тело в процессе йоги становиться чувствительным инструментом, вбирающим все, что в него попадает, всеми тканями. Посему, если человек не намерен следовать йоге как дисциплине, лучше чтобы он не занимался ей вообще. Мудры и пранаямы еще больше усиливают его восприимчивость. В Г. Самхите описываются весьма сложные формы очищения, благодаря которым йогины учатся управлять движением жизненных токов тела, равно как и внутренними органами. Согласно тексту все эти очищения устраняют дисгармонии семи дхату (жидкости составляющие физическое тело — лимфа, кровь, костный мозг, желудочный сок, желчь, слюна , семя) и, происходящие от этой дисгармонии, болезни разных видов. Большое внимание уделяется увеличению пищеварительного огня, так как он затем используется для поднятия кундалини. Так же это явление отмечается при практике асан. Список асан Гхеранда самхиты -32 асаны. Но в начале 2-го урока описывается, что асан столь же много, сколько форм жизни во вселенной — 8400000, и асана в широком смысле — состояние вселенского сознания в одном из своих аспектов.
» Для людей среди этого множества рекомендовано 32: Сиддха, Падма, Бхадра, Мукта, Ваджра, Свастика, Симха, Гомукха, Вира, Дханур, Мритам , Гуптам, Матсья, Горакша, Пашчимотана, Уткатам, Санкатам, Маюурам, Кукутам, Курма, Уттана Мандукам , Уттана Курмакам, Врикша, Гаруда, Вришам, Шалабха, Макара, Уштрам, Бхуджангам, Йогам.» (Гх. Самхита 2.2-2.7)

Интерсно что Х.Й.прадипика. говорит так: » Если успех обретен в сиддхасане, другие позы осваивать уже незачем, так как в ней прана успокаивается и обретается состояние унмани, и все три бандхи совершаются автоматически.» (1.38)
Интересно так же, что описание некоторых йогаасан даются вместе с описанием в них процессов дыхания и элементов дришти — созерцания, что скорее свойственно для описания йога-мудр, нежели асан. Описание падмасаны в Х.Й.пр. выполняется как банддха падмасана (со скрещенными за спиной руками, прижатием подбородка к груди) а так же в ней выполняется дришти ( взгляд устремлен на кончик носа). Описывается так же дыхание, поднимающее и опускающее прану и апана вайю, совершаемое в падмасане (1.46-1.49). Подобным описанием сопровождается изложение пашчимотанасаны (1.30) как » направляющей воздух с передней на заднюю часть туловища и разжигающей пищеварительный огонь» и симхасаны, «дарующей совершенство трех бандх» (1.54).

В тексте опущен ряд деталей как: количество времени в асанах, возможные их последовательности, порядок сопутствующих практик; дыхание, созерцание и отдельные элементы. Это говорит о том, что система, изложенная в Х.Й.П., передается исключительно по традиции учитель-ученик.. Текст напрямую говорит об этом, завершая повествования о мудрах.
«Это мудры, как объяснил их Адинатха Шива. Каждая мудра дарует величайшие свершения практикующему.
Тот учитель, кто обучает им и был им обучен своим гуру, должен почитаться как Ишвара в человеческой форме.
Йог, занятый практикой мудр, доверяющий этим словам, достигнет великих совершенств подобным Анима и прочим, как и станет так же победившим смерть.» (Х.Й. Прадипика3.121-123)
Последующее содержание см. в статье Продолжение бесед с Шри Шайлендрой Шармой.