Джняна-йога
Древнейшая форма йоги, основана мудрецами — открывателями вед и упанишад. Различают три ступени джняна-йоги. Шравана, манана, нидидхьясана. На уровне первой (шравана — означает слушание) ступени ученик воспринимает знание передаваемое учителем, на второй — манана, он обдумывает и концентрирует свой ум на сказаном вникая в его смысл, третья стадия —нидидхьясана полное погружение сознания в медитацию и соединение ментального тела с причинным. Метод джняна-упайизаложен в других формах йоги, но в них он выступает в форме постепенного процесса, это интуитивное постижение природы вещей без каких либо заданных изначально ментальнывх установок и есть, собственнно джняна — знание как видение всего существующего из вечного и неразрушимого временем начала, Парабрахмана. Главная суть метода джняна-упайи — сообщение высшего откровения на ментальном уровне и работа с ментальным телом, в Шива-джняне присутствует зание о личном и безличном аспектах Божества, смысле существования отдельных душ и проявленного мира. Если первая стадия этого процесса начинается с автоматического повторения мантр и совершения ежедневных ритуалов, формы бхакти йоги, веры или личной практикой технических методов не подкрепленной прозрением, то завершающая стадия — полное раскрытие смысла постигаемого и постижения на всех уровнях жизни человека. Вместе с тем, надо отметить, что джняна не есть только интелектуальное постижение природы Высшего, согласно веде — абсолютное знание это есть и абсолютная сила не ограниченная ничем и никем, свобода абсолюта безгранично проявлять себя через множество видимых форм, оставаясь при этом самим собой. Разделяя утверждения двайтических школ в их критике псевдоадвайты можно сказать: власть Бога абсолютна и если какой-то интеллектуал начинает рассуждать о реализованной им недвойственности, вполне резонно можно возразить: а где собственно сиддхи? Если вы говорите о недвойственности, сотворите пожалуйста две-три альтернативных этой вселенных или явите нам, грешным вашу вселенскую форму? Ну на худой конец пройдите по воде или изличите от тяжелых болезней хотя бы одного — двух человек. Нет? В чем же тогда находит реализацию ваша недвойственность?
Конечно, не все достигшие джняны обладают именно такими совершенствами, многие духовные учителя не проявляют своихсиддхи, но если вы оказываетесь в их поле, их влияние производит на нас неизгладимое впечатление, оно способно легко направить наши мысли в духовное русло, от этих людей исходит особый магнетизм, на какой-то момент мы так же становимся способны воспринимать божественную реальность, и отчасти переживать её так как делают это они…
Интеллект очень легко может воспринять идеи, но для того чтобы они воплотитились в реальность нужна садхана — усилие. Традиционно джняна-шакти — сила постижения высшей реальности, рождается из иччха — наличие воли и устремления ума к этому постижению, и крия — силы действия, они обеспечивают чистоту сознания и его готовность к усвоению знания в «чистом» виде. Если нет этих двух, то ни о какай джняне речи идти не может: ум загрязненный эгоистическими желаниями не способен воспринимать что либо кроме них, даже священное знание будет преломляться в нем как в кривом зеркале, отражая не высшую реальность, а только искажающую её ограниченную личность. Метод джняна-йоги самый трудный из всех существующих, нужно воспринять метод мышления, достичь способности восприятия умом тех «абстрактных» истин, которые прозревали риши-открыватели вед, тантр, агам, да еще таким образом, как это делалось ими — без привненесеня в этот опыт «собственных заморочек» . Достаточно сказать, что начальная подготовка пандитов (адептов этого направления йоги) в традиционных школах (Шиваизма, адвайта-ведаты) занимает около 14 лет и затем продолжается всю жизнь. Знание обрядов, ритуалов, текстов вед и упанишад, а так же сутр своей традиции и комментариев на них различных учителей — все это конечно только внешние формы в которые традиционно облекается джняна-упайя. Сами брахманы и пандиты часто подчеркивают, что Гуру может быть только тот, кто переживает высшую реальность на опыте, а не только рассуждает о ней. Однако, без знания санскрита и тех форм в которые облекалась традиция в течение своей тысячелетней истории полноценная практика джняна-йоги невозможна. Как невозможна она и без интеллектуального отречения и духовных качеств делающих человека пригодным к этому пути соединения с Всевышним.
Для адептов практики джняна-йоги существует литература сутр — кратких, лаконичных афоризмов символизирующих суть учения. Письменной традиции передачи сутр предшествовала устная, которая не прерывается и по сей день. Сутры для медитации, так же как и мантры передаются и разьясняются непосредственно от Гуру ученику. Ученики могут записывать сутру, запоминать и вызывать в памяти постоянно, при этом важную роль играет способность ученика понимать смысл и воспринимать силу, которая в неё заложена- в противном случае метод не сработает. Именно поэтому чаще всего адептами джняна-йоги являются представители духовенства, только они могут тратить столько времени на самообразование и быть в полной мере адекватны передаваемому знанию. Ритуалы при которых возглашаются сакральные тексты вед, тантр, упанишад так же поддерживают этот метод. Само возглашение текстов, само воспроизведение звуковой вибрации, «энергетического рисунка», даже без смысла постижения произносимого, поддерживает ум в состоянии открытом к духовным вибрациям, перемещая его в духовную сферу. При одном лишь сообщении джняны продвинутый ученик оказывается в состоянии самадхи. При практике кундалини-йоги, мантра-йоги и Шива-йоги ум погружается в джняну, когда происходит разворот апана-вайю (жизненого дыхания идущего сверху вниз) и сознание достигает уровня анахата-чакры и движется выше. В Шива-йоге это стадия созерцания прана-линги, джьйоти самосветящегося тела атмы.