Йога и деньги
Распространенность хатха-йоги и общедоступность этого знания вещь только кажущаяся. Все знают об асанах и чистках (и то далеко не все владеют), но мало кто о пранаяме, дхаране, дхьяне и самадхи. Некоторые йога техники «вписались» в наш социум и достаточно известны. Но большая часть методов йоги, не обращена на широкие массы и их потребности. И не мудрено, «элитарность» той или иной йоги, определяется качеством концентрации, а не суммой в «…ом» эквиваленте. А для этого нужно время. В традиции просто нет таких сочетаний как «йога и фри-дайвинг» или «фитнесс-йога», «power yoga» пр.
Что плохого в том, что человек учиться нырять с длительной задержкой дыхания или следит за своим телом. Но причем здесь йога? Ни при чем, это нечто иное.
То же можно сказать о бизнесе и прочих социальных и финансовых отношениях.
Есть мнение мол, что плохого в том, что тот или иной учитель хочет от вас денег, он имеет право на вознаграждение, если дает знания.
На западе деньги служат эквивалентом силы, инструктора йогасан тратят свои силы и время на людей. Снимают в аренду залы, для того чтобы их студентам было где заниматься. Вы не можете упрекнуть инструктора в том, что он берет с вас деньги. Если вас что-то не устраивает, вы можете уйти в любое время, и это для нас нормально. Структура йоги «изнутри» настраивает человека на самостоятельный поиск истины, но в следующий момент он может легко стать жертвой бизнес-гуру и бизнес йоги. Просто, потому что не обладает достаточной информацией о предмете изучения. Нельзя сказать, что это совсем ничего не дает, но …это, на самом деле, просто подмена, либо «развод на бабки» в чистом виде, в лучшем случае — оказание услуг населению, но не более того.
Если у человека достаточный уровень самоорганизации и силы воли, он способен получить знания тех же йога-асан с минимальными затратами для себя за максимально короткий срок. Для человека это может стать началом настоящей йога садханы, а может и не стать.
Посетители йога групп понимают, что в большом городе не всегда хватает сил заниматься по одиночке, и в группе это проще. Оплата здесь происходит не за знание как таковое, а за организацию процесса.
На востоке, никто из традиционных Гуру, в соответствии с дхармой, не должен выставлять прайс и продавать свои услуги подобно товару. Внутри традиции нет такой маркетинговой установки как » знание за деньги». В соответствии с дхармой учитель может принять или отвергнуть ученика, если его качества не удовлетворяют требованиям учения. Или по причине этического характера, но это не имеет отношения к денежной стороне вопроса.
Есть негласное правило гуру-дакшины, которая дается в зависимости от материального состояния ученика. Его желание и возможностей. Этим он выражает свою признательность за переданное знание. Это часть этикета, взаимоотношений ученика и учителя, но это не фиксированный прайс. Сама возможность послужить учению и учителю таким образом — благо.
Храм отличается от магазина. А учитель от лавочника. Обучение у таких «бизнесс-гуру» будет сводиться к разведению на деньги своих «учеников» и будет продолжаться до тех пор, пока те в состоянии будут платить. При этом приниматься во внимание будет не ваш уровень и способности, а содержание кошелька. Ни о каких духовных мотивациях не может идти речи там, где все мотивируется лишь деньгами. Такому «учителю» безразлично постигните вы йогу или нет, он зависит от ваших денег. Именно поэтому многие традиционные учителя не признают тех, кто выставляет за обучение фиксированный прайс, да и сам факт передачи «духовного знания» таким вот манером.
Жизненные ситуации могут быть очень разными, человек — может быть богатым или бедным в разные периоды жизни, но в йоге процесс общения между учителем и учеником подобен отношениям младших и старших родственников в семье.
Говорят, что если ученик попытается «купить» своего гуру с целью выманить у него знания или сиддхи, гуру даст ему почувствовать некорректность подобного отношения (Р.Свобода Агхора 2)
Западная форма йоги — форма социальной активности, фитнесса и разновидность аюрведы (науки о здоровье). На данный момент — это модная смесь западного бизнеса и восточной субкультуры. Бизнес оказания услуг — форма деловой активности, а не божественное искусство освобождения души из круга перевоплощений. Инструктора должны подстраиваться под своих клиентов и таким образом от них постоянно зависят, посетители покупают место, время и навык того или иного знатока асан или «аюрведы, медитации и т.п.»
Это может и неплохие люди, но они на работе… Тем самым, инструктор — любой, безотносительно своих интересов и увлечений — это такая же работа, как и всякая другая. Срабатывает модель бизнеса, инструктор понимает, что «поднимая» человека до своего уровня он воспитывает себе потенциального конкурента. Только лишь в асанах существует много уровней освоения «выходов на состояние», «ключей». При «постановке на поток» значительная часть сложных и по настоящему интересных техник отметается как «нефункциональная». Это нельзя продать или купить. Можете ли вы продать или купить 10 лет своей жизни, в течение которых занимались йогой по 3 часа в день?
Однако, при «восточной» модели отношений «гуру-ученик» для воспитанных в духе дхармы «ученик» несколько иначе воспринимает процесс обучения тем же йога-асанам. Мне довелось устраивать демонстрации в Варанаси и Матхуре, а так же учить йоге нескольких индусов. Даже небольшие уроки они воспринимают как «задания» им не нужно объяснять, что йогу нужно делать каждый день. Процесс передачи значительно упрощается. При таком подходе «коммерциализация» обучения вовсе не обязательна для успеха. А информация становится просто руководством к действию. Некоторые мои учителя йога-асан вообще не требовали с меня денег за уроки и не рассчитывали их получить с меня в дальнейшем. При свободном общении, я тоже не спрашивал ни с кого, кто хотел чему-то научиться у меня. Скажу, что позволить себе некоммерческие отношения — определенный уровень свободы. Но это не для тех, кто пытается заработать на тебе. Передать технику тому, кто к ней готов, можно вообще бесплатно.
Гуру не является «поставщиком услуг», так как отношения изначально строяться на совершенно другой основе. Учитель сказал как-то следующее:
— Все хотят в самадхи, но никто не хочет платить по счету.
— Счет — это усилия и садханы?
— Да, именно это, за деньги не купишь…
На вопрос о том, насколько позитивна моя практика преподавания йога-асан для моего духовного движения учитель ответил следующее:
— У тебя хорошая работа, на этом месте можно принести много пользы людям. Сейчас наши знания проникают на запад и многие люди, занимаясь йогой, приучают себя к дисциплине, и усваивают полезные идеи и навыки. Владея своим телом, легче усваивать дальнейшие ступени йоги. Это не плохо и говорит о том, что мир меняется в лучшую сторону… Но ты должен знать — это не йога.