ДЕСЯТАЯ ГЛАВА

Агастья сказал:
Тобой поведаны девять стхал, входящие в бхакта стхалу. Опиши стхалы в махешвара стхале./1/

Ренука сказал:
В махешвара стхале существуют девять стхал, о подвижник! В начале крийагамастхала, затем бхавагамастхала, джнанагамастхала, сакайастхала, акайастхала, паракайастхала, дхармачарастхала, бхавачарастхала и джнаначарастхала. Так по порядку называются их подразделения./2-4/

Пара (шива йогин) есть Сам Шива, Его почитание именуется крийей. Агамы, происходящие от Него, именуются крийа агамы./5/

Как огонь не появляется без трения арани, также Шива, пребывающий внутри, не бывает выявлен без крийи (ритуала)./6/

Чтобы бог был удовлетворен, не должно быть невыполнения ритуала. Ритуал должен выполнятся согласно предписанию агам./7/

Знание и действие взаимозависимы, как слепой и зрячий безногий. Не стремясь к результатам следует следовать им обоим./8/

Махешвара удовлетворяется следованием Знанию и практике. Поэтому практикующий джнанин должен (практиковать) вплоть до наступления смерти./9/

Признаки веры, которые наличиствуют у мудрого отреченного, производятся для всех воплощенных бхавагамой./10/

Вера, что «Я — есть Шива» — средство обретения состояния Шивы. Ни Знанием одним, ни одной практикой, но обладанием веры (человек) становится Шивой./11/

Знание — есть отсечение объектов, дхйана — средство этой веры. Поэтому мудрый должен обладать дхйаной (созерцанием) Постигаемого Махешвары./12/

С чистым умом и верой следует почитать Махешвару. Даже великая пуджа, лишенная веры не принимается (Им)./13/

Признаки Знания у высшего (йогина), которые существуют для Освобождения воплощенных действуют через джнанагаму./14/

Каков результат веры для человека, что обретается действием? Лишь Знание, как соединения веры и действия дает Освобождение./15/

Только действие не приведет к Освобождению душу даже через 100 миллионов рождений. Средство освобождения — Знание./16/

Вся эта (вселенная) наполнена Шивой, помимо Шивы нет ничего (ничего не известного), «Я — есть Шива» — такое понимание есть Высшее Знание./17/

У высшего (пара) йогина, непривязанного к телесным действиям, тело понимается как мир, как тело этого мира и описывается тождественным ему (сакайа)./18/

Без тела нет ни действий, ни медитации, ни Знания, поэтому йогин должен действовать как воплощенный в тело./19/

Как огонь не может появится без дров, также йогин не может явить Атман без образа./20/

Высший (йогин) именуется акайа (бестелесный) благодаря созерцанию Сущности (Атмана) вселенной, лишенного телесных атрибутов и отсутвием влияния майи./21/

Хотя у высшего (йогина) есть связь с телом, пребывание в теле не действует на него подобно Шиве, поэтому он именуется акайа./22/

У (йогина) лишенного телесного понимания, пребывающего душой в состоянии Шивы — эта вселенная является телом. Какое может (быть) страдание у единого (с таким) телом? /23/

Благодаря преодолению воздействия пракрити и пути майи, (йогин) именуется паракайа — сущностью Истины, Знания и Счастья./24/

Он — воплощение Высшего Атмана, в котором и благодаря которому растворяются все чувства и впечатления действий ума, произведенные кармой./25/

Садхака, созерцающий свою Сущность как форму Шивы, как Свет — есть освобожденный при жизни, бестелесный, хотя и обладающий телом./26/

Для пребывающих в Знании Атмана — самсара уничтожается. Что может объять мир тьмой при восходе солнца?/27/

То, что побуждает следованию Дхарме (этого) паракайа (йогина), эта дхарма предназначена для (блага) всех миров./28/

Ненасилие (ахимса), правдивость (сатйа), невороство (астейа), целомудрие (брахмачарйа), дайа (щедрость), кшама (терпение), дайа (великодушие), богопочитание (пуджа), джапа и дхйана: таковы в совокупности (составляющие) Дхармы./29/

Йогин, даже довольствующийся нектаром Знания, не должен оставлять Дхарму. Мирские (люди), увидев его великую праведность, последуют за ним./30/

Его вера (бхава) для всех именуется бхавачарой. Бхава есть деятельность ума (человека), полностью предавшего себя Шиве./31/

Даже совершая все ритуалы нитйя (ежедневные), наймиттика (выполняемые время от времени) прочие, с Шива бхавой, великий йогин не связывается (их) благами и недостатками./32/

Следование Знанию (Шивы) такого йогина именуется для всех воплощенных джнаначарой. Он именуется джнаначарой./33/

Тот, кто действует, опираясь на Великое полное Знание, являющее высшую Истину — тот именуется джнаначарой./34/

Связующий все через Знание с высшей неизмыслимой неделимой обителью, именуемой Шивой — зовется джнаначарин./35/

Человек, лишенный Знания, всегда связывается кармой, но для знающего производимые действия не приносят плодов./36/