ДВЕНАДЦАТАЯ ГЛАВА

Агастья сказал:
Тобой названы различные стхалы, связанные с прасади стхалой. Поведай мне о различных стхалах, входящих в праналингастхалу./1/

Ренука сказал:
Стхал, входящих в праналингастхалу названо девять: первая — атмастхала, затем антаратмастхала, нирдешагама (стхала), нирбхавагама (стхала), наштагамастхала, адипрасада (стхала), антйапрасада (стхала) и севйапрасада (стхала). Теперь выслушай их признаки./2-4/

Когда отбросив природу дживы переживается Реальность (таттва), благодаря гуру и осознаванию — это именуется атма (стхала)./5/

Размером с сотую часть кончика волоса, пребывающий в сердце, вкушающий плоды всех действий, Атман сияет подобно светильнику./6/

Познание внутренней Сущности Атмана, отличной от тела и чувств как Сущности неделимого Брахмана — именуется обретением Атмана (атмапрапти)./7/

Бестелесный (Атман), у которого по своей природе нет связанности телом, через авидйю и карму становится воплощенным ради наслаждения./8/

Когда благодаря учению гуру природа дживы уничтожена, тогда у освобожденной души появляется непременно состояние внутреннего Атмана (антаратман)./9/

У дживы, лишенной привязанности к телу, хотя и пребывающей в теле, через осознование выявляется Высший Дух — это именуется Внутренним Атманом./10/

(Состояние, выявляемое) благодаря Знанию, что блуждание (дживы) по телам человека и прочим зависит от эго и не является ее собственной Сущностью — именуется антаратма./11/

Неимеющий чувства собственности, неимеющий эго, уничтоживший ограничения (душа-Атман) даже пребывая в теле всегда зрит Шиву посредством йоги./12/

(Когда) благодаря этому осознованию преодолены малы (загрязнения) — причины самсары, благодаря пребыванию в единении с Высшим Атманом, (это) именуется параматма (стхалой)./13/

Являющимся Своим Светом (как бы) поделенным между всеми (существами), Вездесущий Шива, именуемый Высшим Атманом, освящает (их)./14/

Как солнце, проникнув в эту вселенную, освещает (ее) своим светом, так же проникнув (во все) своими энергиями (шакти) сияет Высший Атман./15/

Хотя и освещающий все повсюду, но отличный от вселенской майи, самосветящийся Высший Атман является Сущностью души./16/

(Шивайогин), созерцающий Высший Атман без чувства эго, лишен чувства телесности, хотя и воплощен (в тело), (это) именуется нирдехагама (стхала)./17/

У вошедшего в Высшее «Я», (у кого) уничтожено (чувство) «Я» и «Мое» — причина кружения в самсаре, откуда взятся телу и влечению к (нему)?/18/

Полагающий (себя) как неделимое, наполненое счастьем (единое) без второго Высшее пространство Атмана, от чего может прийти в заблуждение?/19/

У кого есть вездесущая медитация: «Я — есть Шива», для него — безмерного Атмана, какая может быть привязанность к телу?/20/

Состояние, свободное от изменений, благодаря превосходству Своей Сущности в форме внутренней неизменной природы именуется нирбхавагама (стхала)./21/

У состояния «Я — есть Брахман» имеется две реальности. В единосущном пространстве Сознания они отсутствуют, без сомнения./22/

У утвердившегося в состоянии единства с неделимым Сознанием откуда взяться привязанности к касте, действиям, откуда взяться заблуждению телесностью?/23/

Отсутствие различия в великом постижении, лишенном трех знаний, благодаря состоянию разрушения знания — именуется наштагама (стхала)./24/

Для высших йогинов, зрящих внутренний Атман умом (сознанием), охваченным чувством недвойственности, как может возникнуть желание (иного) объекта постижения?/25/

Я — недействующий, я — непостигающий, я — не тело, (я) — незапятнаный. У созерцающего (себя) так проявляется Сознание (Атмана)./26/

Йогин, пребывающий в неизменном состоянии по милости Шамбху (Ади) — начала всего, творящего основу вселенной — именуется адипрасадин./27/

Нацелившийся на природу Шивы при появлении милости Шивы хотя и зрит, не видит хитросплетения мира помимо Шивы./28/

Без милости Господа самсара не преодолевается. Откуда взятся исчезновению тьмы в мире без восхода солнца?/29/

Исчезновение смысла всех вещей именуется мудрыми антйа. У кого имеется опыт милости, именуется антйапрасадин./30/

Как в глубоком сне не проявляется никакая вещь, так же освобожденной душе не видится ни одна вещь (помимо Атмана)./31/

Как пространство по своей природе неделимо и неизменно, так же у освобожденной души остается только внутренняя Сущность./32/

Почитаемый гуру для всех — Сам Шива, без сомнения. Его милость именуется Светом Великого Блаженства./33/

Гурудева — Великая Истина. Гуру именуется Высшей Истиной. Благодаря переживанию Единства с ним ничего иного кроме (Истины) не остается/34/

У человека, зрящего Блаженство, пребывающее в неделимом Атмане, недостижимом речью и умом, какое может быть влечение к чему либо иному?/35/

Освобождение есть Высшее удовлетворение, определяемое как Бытие, Сознание и Блаженство. У вечно удовлетворенного, освобожденного, какие могут быть иные цели наслаждения?/36/