Вирашиваизм: основные линии

5 основных линий ученической преемственнности. 5 Гуру-патриархов имеющих равнозначное по старшинству значение. Почитаемые формы: прана-линги самосветящиеся формы Шивы проявившиеся в 5-ти священных местах Индии. Основным обьектом поклонения являются: Шива в форме Ишта-линги даваемой при посвящении, а не внешние символы и Линги установленные в Храмах, а так же формы Шивы проявляющиеся на материальном плане как Гуру и Джангамы (учителя и подвижники ведущие отреченный образ жизни).

Основы учения — 8 аваран (покровов и защит на пути, позволяющих успешно продвигаться по нему и являющихся источником благодатной силы), Гуру, Линга, Джангама, Падодака, рудракша, Вибхути, Прасада, Мантра, соответствуют 8 ступеням восьмиступенчатой йоги йоги и являются покровами и защитами практикующего от: последствий собственной прошлой кармы, самодеятельности в духовной практике, регламентируют отношения с другими практикующими, выстраивают особую иерархию методов и садхан практикуя которые в повседневной жизни человек достигает освобождения в этой жизни и всех благ исходящих от жизни в материальном мире.

Шива почитается через учителей Парампары, линии преемственности. Из 5-ти ликов Шивы (Садьйоджата, Вамадева, Агхора, Татпуруша, Ишана) вышли 5 Гуру и основали передачу знания. Основанием учения является философия 28 Шайва-Агам. Тексты Агам содержат откровение обращенное к божественным учителям, и затем передаваемое ими учителям проявленным на материальном плане. Вся система является религией как по форме, так и по содержанию
Отличительные особенности…), её практика строится на обетах, принимая которые однажды, человек продолжает следовать им на протяжении всей оставшейся жизни, вплоть до конечной самореализации.

Реальный Шиваизм не имеет ничего общего с New age — тусовками. Эта религия мало свойственна как европейскому так и российскому менталитету. Основное место распостранения — Карнатака — Юг Индии, где численность Вирашиваитов колеблется от 35 до 70% от общего числа жителей. Большое количество святых и реально реализованных учителей, которые очень популярны среди обычных индусов. Методы практики: предписания относительно образа жизни (этический кодекс) предписания относительно действий и ежедневной ритуальной практики, йога — внутренние аспекты учения, формы йоги и медитации, джняна — шиваитская сиддханта, (тексты, как наследие учителей и сидхов). Каждое из ответвлений имеет своё священное место через которое произошло проявление учения на материальном плане, а так же своих учителей через которых Шива передаёт своё учение.


Место

Лик

Имя готры

Имя Гуру-основателя

Веда

Элемент
Рамбапури

Уджджаини

Кедарнатх

Шри Шайла

Варанаси

Садьйоджата

Вамадева

Агхора

Татпуруша

Ишана

Вира

Нанди

Бхригу

Вришабха

Сканда

Ренука

Дарука

Гхантакарана

Дхенукарна

Вишварадхья

Ригведа

Яджурведа

Самаведа

Атхарваведа

Аджапаведа

Земля

Вода

Огонь

Воздух

Эфир

Так существует 5 священных мест по всей Индии через которые проявилось это учение. Общеизвестные — менее известные- так же Шива основал 5 готр. Каждой из них соответствует элемент. 5 ликов Шивы соответствующих сторонам света.

Моим гуру является Шри Джагадгуру Чандрашекхара Шивачарья Махасвами. Питха-Варанаси, лик — Ишана, Сканда-готра. В линии ученической преемственности это 87-й Гуру. Основным Гуру этой парампары является основатель Вишварадьхья, тот кто вышел из Джьоитир (самосветящегося) линги Вишванатха.

Схожим образом учение было передано Шивой через других учителей. Основатели парампар не рождались, а проявлялись из Джьотир лингамов Шивы расположенных в разных частях Индии. Через них спасительное учение Шайваагам и шива-йогипередается в Кали-Югу простым людям.

Считается что основатели готр — ачарьи проявляются в данный момент через своих учеников — Гуру-продолжателей традиции, приемников. Матхи — общины джангам готовят новых учителей, поддерживают мирян, издают книги, проводят духовные программы. У каждого Гуру — патриарха множество учеников как мирян, так и монахов-джангам, несущих свет учения Шивы во все уголки Индии.

В нем Ренукачарья дает наставления Агастья-риши открывая ему мистический путь 101 стхалы. Ренукачарья руководил церемонией установления 30 000 000 лингамов, которые воздвиг Вибхишан в память своего — убитого Рамой брата — демона Раваны. Ренукачарья — современник героев Рамаяны. В Сиддханта-Шикхамани упоминается практика Линга-дхараны, и обьясняется путь Сиддханты (путь освобождения для людей Кали-Юги и дальнейшая реализация сиддханты) . Ренука-ачарья считается одним из основателей Вирашиваизма как Гуру Реванарадхья — Рамбапури-питхи. Одной из 5-ти священных мест. Согласно традиции он вышел из Сомешвара- линги — пребывает в бессмертном теле и является на протяжении веков другим учителям для передачи знания Сиддханты. По преданиям он так же общался с другими основателями Шиваитских парампар. Горокхо-натхом, Лакулишей , Наянарами Шайва-Сиддханты.

Основателем парампары Маруларадхья считается Марула-сиддха идентифицируемый с мифическим святым Дарукой, вышедшим из сиддхешалинги (Vatakshetra) . Но он не так широко известен как Ренука и считается основателем Уджаини- матха и одной из вирашайвовских готр.

Экорамарадхья — основатель Шри-Шайла вышедший из Маликарджуна-линги, считается так же одним из коментаторов брахма-сутр.

Пандитарадхья идетифицируется с Дхенукарной, произошел от Раманатха-линги, но его матх-община расположена в Гималаях и в настоящий момент не прерывалась.

Учения передающиеся через Гуру-патриархов относятся к передачам учения Шивы среди людей (manavougha), но одним человеческим планом это учение не исчерпывается. Знание существует в высших сферах и постепенно «спускается» к людям, оно не является человеческим изобретением, так как содержит знание о формах превосходящих человеческий план (сиддхога, дивьйогха — существах сверхчеловеческой и божественной природы). Человек не единственная и далеко не все совершенная форма сознанательной жизни во вселенной. Но во всех своих формах, при применении знания к практической жизни оно даёт один плод — освобождение от цепи постоянных перевоплощений, трансформацию человеческой природы в божественую. Войти в это и идти по этому пути можно находясь в физическом теле. Возможно неискушенному читателю сложно разобраться во всех хитросплетениях языка традиции, зачастую, даже индийским ученым и знатокам санскрита бывает не просто до конца выяснить хронологию и разделить историческую правду и миф, вымысел и реальные исторические факты. Многие индийские ученые исследующие историю священных текстов прямо говорят о том, чему могут, а чему не могут найти подтверждение фактами, не погрешая против научной истины, вместе с тем оставаясь преданными последователями своих духовных учителей и традиций.

Духовная практика полученная от Гуру даёт ученику способность воспринимать высшие духовные истины на прямую, без логических обоснований и исторических свидетельств. В этом один из феноменов Гуру-парампары: традиционной линии преемственности. К тем или иным парампарам принадлежит большинство населения Индии; почти любой индус покопавшись в родословной может без труда найти связь с каким-либо духовным учением и семейным Гуру. Сами учителя пользуются большой популярностью и авторитетом, участвуя в различных благотворительных программах, поддерживая институты духовного образования, помогая малоимущим. В ашрамах и матхах получают образование как монахи- будущие джангамы, так и миряне, некотрые из них становятся брахманами в храмах, где отправляется внешний культ ( вирашайва-дикша не запрешает почитание божеств в храмах, если это не идет в разрез с почитанием ишта-линги, которое не заменяет никакое внешнее поклонение).

В традиции вирашайвов можно выделить несколько форм откровения зафиксированного в письменной форме. Большинство изданных текстов готовятся непосредственно, с оригинала записанного к примеру на пальмовых листьях, ученый работает над переводом, а затем он издаётся небольшим тиражём, и если книга пользуется массовым спросом переиздаётся ещё большим, если нет — тираж заканчивается, а оригинал остается в спецхране. Многие манускрипты так и остаются не изданными даже на языке оригинала в силу трудоемкости и больших затрат на издание при относительно небольшом спросе- тексты могут читаться и восприниматься только небольшим кругом учителей и специалистов — и это среди индусов, для западого менталитета эта область знаний зачастую просто не актуальна. Популистские, легкочитаемые книжки коммерческих изданий легко доступны и пользуются спросом, но они могут и не содержать сведений о направлениях Шиваизма или предствавлять его в контексте общих знаий индуистской традиции, не закапываясь в деталях. Книги издаваемые в последние годы Джангамавади матхом — www.kashi-jangamwadimath.org (издана на английском Чандраджнянагама), ожидается издание на английском Сиддханта-Шикхаманисмогут пролить больше света на учение Шайва-агам для западного читателя. Вместе с тем, как в любом ведическом учении главной остаётся не письменная , а устная передача знания в форме дикши (посвящения) и упадеши (наставления). Теоретические и практические аспекты обычно напрямую передаются от Гуру, остальное решает время и усердие в садхане.

Наиболее ранним источником датируемым фантастически ранним периодом является Сиддханта-Шикхамани. Главной её особенностью является учения о стхалах — состояниях сознания которые проходит джива (душа) в своей эволюции. С одной стороны это сложное метафизическое учение, с другой — глубокий мистический опыт, раскрывающий различные переходы сознания на пути сиддханты. Другие — Шайва-Агамы (28 шайваагам почитаемых всеми шиваитсякими традициями), затемвачаны — откровения мистиков времен Басавы, а так же комментарии текстов и авторские произведения живых учителей 5-ти Шиваитских парампар.

Особенностью вирашиваизма является фактическое упразднение ведических ритуалов и ведущей роли брахманов связаной с их выполнением, облегчение бремени религиозных обрядов лежащих в основном на домохозяевах. Вирашиваизм сокращает дистанцию между просветленным гуру и рядовым верующим, упраздняя вмешательство в духовный опыт священников-брахманов.

Вырождение формализованной брахманами ведической религии заключалось в подмене живого откровения Вед, мертвыми ритуалами, которые стали использоваться как форма вымогательства и кастового притеснения одних людей другими. Это не означает, что вирашиваизм отвергает Веды, как духовный принцип. Практика шивайоги ориентирует на прямое откровение, видение духовной реальности, а не продолжение формализированных традиций суть которых и смысл уже давно оказались утрачены теми, кто по должности и статусу призван был их сохранять.

Предписания брахманизма определяли обязанности домохозяев следующим образом: » Домохозяин обязан совершать следующие 5 жертвоприношений в течении дня и месяца: Дева яджня, Брахма яджня, Питри яджня, Бхутаяджня, Манушья Яджня. Жертво приношение предкам, Людям, Животным, Духам, Богам, брахманам. В соответствии с законами Ману и Дхарма шастрами.» Вирашиваизм изменил эти предписания . Так обязанности по отношению к Богам были заменены линга- дхараной и ежедневной пуджей, которую человек должен был проводить самостоятельно , а не через брахмана. Обязанности по отношению к брахманам исчерпывались почитанием Гуру и Джангамов, подвижников ведущих отреченный образ жизни, и выполнялись в форме пожертвований, внешнего почитания, гостеприимства и принятием их руководства в духовных вопросах. Обязанности по отношению к единоверцам : взаимная поддержка и дружеское отношение. К животным — вместо жертвоприношений — ненасилие, выраженное в полном отказе вирашиваитов от принятия в пищу продуктов полученных в резудьтате убийства. К духам и предкам — особые ритуалы, совершаемые через джангамов, обряды и ритуалы жизненного цикла и таинства (самскары) так же стали совершаться через джангамов. Такие как: достижение совершеннолетия, свадьба, рождение детей, принятие отречения (посвящение в саньясу), похороны. Современное наличие этих обрядов и ритуалов в среде вирашиваитов ориентирует сознание на сакрализацию главных событий жизни, но для тот, кто полностью посвятил себя Шиве — никому ничего не должен — ни Богам, ни Духам, ни Риши, ни предкам.