Вирашиваизм: основные линии
5 основных линий ученической преемственнности. 5 Гуру-патриархов имеющих равнозначное по старшинству значение. Почитаемые формы: прана-линги самосветящиеся формы Шивы проявившиеся в 5-ти священных местах Индии. Основным обьектом поклонения являются: Шива в форме Ишта-линги даваемой при посвящении, а не внешние символы и Линги установленные в Храмах, а так же формы Шивы проявляющиеся на материальном плане как Гуру и Джангамы (учителя и подвижники ведущие отреченный образ жизни).
Основы учения — 8 аваран (покровов и защит на пути, позволяющих успешно продвигаться по нему и являющихся источником благодатной силы), Гуру, Линга, Джангама, Падодака, рудракша, Вибхути, Прасада, Мантра, соответствуют 8 ступеням восьмиступенчатой йоги йоги и являются покровами и защитами практикующего от: последствий собственной прошлой кармы, самодеятельности в духовной практике, регламентируют отношения с другими практикующими, выстраивают особую иерархию методов и садхан практикуя которые в повседневной жизни человек достигает освобождения в этой жизни и всех благ исходящих от жизни в материальном мире.
Шива почитается через учителей Парампары, линии преемственности. Из 5-ти ликов Шивы (Садьйоджата, Вамадева, Агхора, Татпуруша, Ишана) вышли 5 Гуру и основали передачу знания. Основанием учения является философия 28 Шайва-Агам. Тексты Агам содержат откровение обращенное к божественным учителям, и затем передаваемое ими учителям проявленным на материальном плане. Вся система является религией как по форме, так и по содержанию
Отличительные особенности…), её практика строится на обетах, принимая которые однажды, человек продолжает следовать им на протяжении всей оставшейся жизни, вплоть до конечной самореализации.
Реальный Шиваизм не имеет ничего общего с New age — тусовками. Эта религия мало свойственна как европейскому так и российскому менталитету. Основное место распостранения — Карнатака — Юг Индии, где численность Вирашиваитов колеблется от 35 до 70% от общего числа жителей. Большое количество святых и реально реализованных учителей, которые очень популярны среди обычных индусов. Методы практики: предписания относительно образа жизни (этический кодекс) предписания относительно действий и ежедневной ритуальной практики, йога — внутренние аспекты учения, формы йоги и медитации, джняна — шиваитская сиддханта, (тексты, как наследие учителей и сидхов). Каждое из ответвлений имеет своё священное место через которое произошло проявление учения на материальном плане, а так же своих учителей через которых Шива передаёт своё учение.
|
Так существует 5 священных мест по всей Индии через которые проявилось это учение. Общеизвестные — менее известные- так же Шива основал 5 готр. Каждой из них соответствует элемент. 5 ликов Шивы соответствующих сторонам света.
Моим гуру является Шри Джагадгуру Чандрашекхара Шивачарья Махасвами. Питха-Варанаси, лик — Ишана, Сканда-готра. В линии ученической преемственности это 87-й Гуру. Основным Гуру этой парампары является основатель Вишварадьхья, тот кто вышел из Джьоитир (самосветящегося) линги Вишванатха.
Схожим образом учение было передано Шивой через других учителей. Основатели парампар не рождались, а проявлялись из Джьотир лингамов Шивы расположенных в разных частях Индии. Через них спасительное учение Шайваагам и шива-йогипередается в Кали-Югу простым людям.
Считается что основатели готр — ачарьи проявляются в данный момент через своих учеников — Гуру-продолжателей традиции, приемников. Матхи — общины джангам готовят новых учителей, поддерживают мирян, издают книги, проводят духовные программы. У каждого Гуру — патриарха множество учеников как мирян, так и монахов-джангам, несущих свет учения Шивы во все уголки Индии.
В нем Ренукачарья дает наставления Агастья-риши открывая ему мистический путь 101 стхалы. Ренукачарья руководил церемонией установления 30 000 000 лингамов, которые воздвиг Вибхишан в память своего — убитого Рамой брата — демона Раваны. Ренукачарья — современник героев Рамаяны. В Сиддханта-Шикхамани упоминается практика Линга-дхараны, и обьясняется путь Сиддханты (путь освобождения для людей Кали-Юги и дальнейшая реализация сиддханты) . Ренука-ачарья считается одним из основателей Вирашиваизма как Гуру Реванарадхья — Рамбапури-питхи. Одной из 5-ти священных мест. Согласно традиции он вышел из Сомешвара- линги — пребывает в бессмертном теле и является на протяжении веков другим учителям для передачи знания Сиддханты. По преданиям он так же общался с другими основателями Шиваитских парампар. Горокхо-натхом, Лакулишей , Наянарами Шайва-Сиддханты.
Основателем парампары Маруларадхья считается Марула-сиддха идентифицируемый с мифическим святым Дарукой, вышедшим из сиддхешалинги (Vatakshetra) . Но он не так широко известен как Ренука и считается основателем Уджаини- матха и одной из вирашайвовских готр.
Экорамарадхья — основатель Шри-Шайла вышедший из Маликарджуна-линги, считается так же одним из коментаторов брахма-сутр.
Пандитарадхья идетифицируется с Дхенукарной, произошел от Раманатха-линги, но его матх-община расположена в Гималаях и в настоящий момент не прерывалась.
Учения передающиеся через Гуру-патриархов относятся к передачам учения Шивы среди людей (manavougha), но одним человеческим планом это учение не исчерпывается. Знание существует в высших сферах и постепенно «спускается» к людям, оно не является человеческим изобретением, так как содержит знание о формах превосходящих человеческий план (сиддхога, дивьйогха — существах сверхчеловеческой и божественной природы). Человек не единственная и далеко не все совершенная форма сознанательной жизни во вселенной. Но во всех своих формах, при применении знания к практической жизни оно даёт один плод — освобождение от цепи постоянных перевоплощений, трансформацию человеческой природы в божественую. Войти в это и идти по этому пути можно находясь в физическом теле. Возможно неискушенному читателю сложно разобраться во всех хитросплетениях языка традиции, зачастую, даже индийским ученым и знатокам санскрита бывает не просто до конца выяснить хронологию и разделить историческую правду и миф, вымысел и реальные исторические факты. Многие индийские ученые исследующие историю священных текстов прямо говорят о том, чему могут, а чему не могут найти подтверждение фактами, не погрешая против научной истины, вместе с тем оставаясь преданными последователями своих духовных учителей и традиций.
Духовная практика полученная от Гуру даёт ученику способность воспринимать высшие духовные истины на прямую, без логических обоснований и исторических свидетельств. В этом один из феноменов Гуру-парампары: традиционной линии преемственности. К тем или иным парампарам принадлежит большинство населения Индии; почти любой индус покопавшись в родословной может без труда найти связь с каким-либо духовным учением и семейным Гуру. Сами учителя пользуются большой популярностью и авторитетом, участвуя в различных благотворительных программах, поддерживая институты духовного образования, помогая малоимущим. В ашрамах и матхах получают образование как монахи- будущие джангамы, так и миряне, некотрые из них становятся брахманами в храмах, где отправляется внешний культ ( вирашайва-дикша не запрешает почитание божеств в храмах, если это не идет в разрез с почитанием ишта-линги, которое не заменяет никакое внешнее поклонение).
В традиции вирашайвов можно выделить несколько форм откровения зафиксированного в письменной форме. Большинство изданных текстов готовятся непосредственно, с оригинала записанного к примеру на пальмовых листьях, ученый работает над переводом, а затем он издаётся небольшим тиражём, и если книга пользуется массовым спросом переиздаётся ещё большим, если нет — тираж заканчивается, а оригинал остается в спецхране. Многие манускрипты так и остаются не изданными даже на языке оригинала в силу трудоемкости и больших затрат на издание при относительно небольшом спросе- тексты могут читаться и восприниматься только небольшим кругом учителей и специалистов — и это среди индусов, для западого менталитета эта область знаний зачастую просто не актуальна. Популистские, легкочитаемые книжки коммерческих изданий легко доступны и пользуются спросом, но они могут и не содержать сведений о направлениях Шиваизма или предствавлять его в контексте общих знаий индуистской традиции, не закапываясь в деталях. Книги издаваемые в последние годы Джангамавади матхом — www.kashi-jangamwadimath.org (издана на английском Чандраджнянагама), ожидается издание на английском Сиддханта-Шикхаманисмогут пролить больше света на учение Шайва-агам для западного читателя. Вместе с тем, как в любом ведическом учении главной остаётся не письменная , а устная передача знания в форме дикши (посвящения) и упадеши (наставления). Теоретические и практические аспекты обычно напрямую передаются от Гуру, остальное решает время и усердие в садхане.
Наиболее ранним источником датируемым фантастически ранним периодом является Сиддханта-Шикхамани. Главной её особенностью является учения о стхалах — состояниях сознания которые проходит джива (душа) в своей эволюции. С одной стороны это сложное метафизическое учение, с другой — глубокий мистический опыт, раскрывающий различные переходы сознания на пути сиддханты. Другие — Шайва-Агамы (28 шайваагам почитаемых всеми шиваитсякими традициями), затемвачаны — откровения мистиков времен Басавы, а так же комментарии текстов и авторские произведения живых учителей 5-ти Шиваитских парампар.
Особенностью вирашиваизма является фактическое упразднение ведических ритуалов и ведущей роли брахманов связаной с их выполнением, облегчение бремени религиозных обрядов лежащих в основном на домохозяевах. Вирашиваизм сокращает дистанцию между просветленным гуру и рядовым верующим, упраздняя вмешательство в духовный опыт священников-брахманов.
Вырождение формализованной брахманами ведической религии заключалось в подмене живого откровения Вед, мертвыми ритуалами, которые стали использоваться как форма вымогательства и кастового притеснения одних людей другими. Это не означает, что вирашиваизм отвергает Веды, как духовный принцип. Практика шивайоги ориентирует на прямое откровение, видение духовной реальности, а не продолжение формализированных традиций суть которых и смысл уже давно оказались утрачены теми, кто по должности и статусу призван был их сохранять.
Предписания брахманизма определяли обязанности домохозяев следующим образом: » Домохозяин обязан совершать следующие 5 жертвоприношений в течении дня и месяца: Дева яджня, Брахма яджня, Питри яджня, Бхутаяджня, Манушья Яджня. Жертво приношение предкам, Людям, Животным, Духам, Богам, брахманам. В соответствии с законами Ману и Дхарма шастрами.» Вирашиваизм изменил эти предписания . Так обязанности по отношению к Богам были заменены линга- дхараной и ежедневной пуджей, которую человек должен был проводить самостоятельно , а не через брахмана. Обязанности по отношению к брахманам исчерпывались почитанием Гуру и Джангамов, подвижников ведущих отреченный образ жизни, и выполнялись в форме пожертвований, внешнего почитания, гостеприимства и принятием их руководства в духовных вопросах. Обязанности по отношению к единоверцам : взаимная поддержка и дружеское отношение. К животным — вместо жертвоприношений — ненасилие, выраженное в полном отказе вирашиваитов от принятия в пищу продуктов полученных в резудьтате убийства. К духам и предкам — особые ритуалы, совершаемые через джангамов, обряды и ритуалы жизненного цикла и таинства (самскары) так же стали совершаться через джангамов. Такие как: достижение совершеннолетия, свадьба, рождение детей, принятие отречения (посвящение в саньясу), похороны. Современное наличие этих обрядов и ритуалов в среде вирашиваитов ориентирует сознание на сакрализацию главных событий жизни, но для тот, кто полностью посвятил себя Шиве — никому ничего не должен — ни Богам, ни Духам, ни Риши, ни предкам.