Беседы с Шайлендрой Шарма Вопросы и ответы часть 2

В: Гуруджи, известно, что истоки хатха-видьи восходит к Ади-натху (Шиве), как на ваш взгляд это знание могло сохраниться по настоящее время? Кто на данный момент является хранителем этого знания? Мы встречали разных Баба с атрибутами культа натхов, но, когда начинался разговор, выяснялось, что пранаям и хатха-йоги они не практикуют.

О: Дисциплина, связанная с хатха-йогой, остается уделом единиц. Те, кто ей занимается, не ищут контактов с обществом, это предписано в самих же текстах, на улицах вы их не найдете. Традиция — не всегда означает именно хатха-йогу… Существует 12 натха-сампрадай, и в этих линиях осталась реальная передача. Я ничего не могу сказать против них, они отличаются от других направлений садху, но не все, кто посвящен в линию — йоги. Учение Ади-натха — прежде всего йога и все то, что с ней связано — махамудра махабандха махаведхаш ча кхечари…(цитата из ХЙП) 10 мудр и практика, приводящая к бессмертию и самадхи. На данный момент пол Индии знают о Матсиендра и Горокхо натхах, что с того?
На них нет копирайта в данный момент ни у кого… Йога это не организационная структура, или культ, здесь не сделать авторитета, построенного на принадлежности к линии, источник авторитета в йоге — личное достижение…

Твои друзья не рассказали тебе как они пришли на даршан в кампус к натхам на Кумбхамеле и спросили про кхечари. Натхи ответили, что эту секретную мудру вообще мало кто знает — они просто продемонстрировали натхам то, что умели, у тех был легкий шок… Но вы не можете знать кто есть кто…поэтому не нужно относится ни к кому с пренебрежением. Вы не сможете отличить обычного курильщика гашиша от сиддха…

НЕСКОЛЬКО историй.

Один из моих знакомых, как-то, проходя мимо кучки садху, кинул им: «вы здесь все бездельники, что от вас толку». В этом не было необходимости… В тот же вечер у него раздуло гениталии, и продолжало раздувать так, что пришлось делать операцию…Это означает, что среди сидевших садху кто-то реально что-то знал… и счел возможным преподать человеку урок… Даже демонстрация силы без надобности может повлечь непредсказуемые последствия.

— В моем городе жил брамин-тантрик он поклонялся Багаламукхи и владел сиддхи — способностью убивать. Как то раз он шел домой, чего-то напевая и кучка местных рабочих решила над ним посмеяться… После нескольких шуток он пришел в ярость и сел за свою практику, на следующий день из этой группы умерло 8 человек и все одним способом…от внутреннего кровотечения. Несколько человек из города знали, что происходит и пришли к нему просить, чтобы он прекратил. Они говорили ему, что как человек знания он должен быть выше оскорблений невежественных людей. Он прекратил, но его действия не остались без последствий. Спустя несколько лет он умер от особой болезни, кожу охватывает жар и к ней, даже больно притронуться. Он лежал в такой агонии несколько месяцев, и врачи не могли ничего сделать, затем его кожа покрылась белой проказой, и он умер в страшной агонии. Некоторые из приехавших ко мне из Гуальера знали этого человека. Он начинал неплохим шастри. Но он не справился с силой… Именно в силу этого сиддхи не даются человеку раньше времени. В Индии огромное количество подобных историй и этим здесь никого не удивить…

В: Вы можете убить человека схожим образом? И вообще насколько это реально?

О: Рано или поздно с практикой определенные способности приходят, какой смысл о них постоянно говорить, если их нет и что тогда проку от всей практики:. Но ты должен управлять этой способностью, а не она тобой. А для этого должны быть предельно ясны цели. Помимо йоги существуют разные способы воздействия через магию, мантры и прочее. Но это другое.

У меня был опыт до посвящения в крии. Это было недалеко от Джагантха-пури, я тоже заинтересовался такими вещами и один из тантриков садху передал мне практику: надо было сидеть на шмашане 21 день и повторять определенное количество раз мантру. Он сказал мне, чтобы в последний из дней я был особенно внимателен, и следовал точным инструкциям, не сходил с места и продолжал пока не закончу, чтобы не случилось. В последний день я повторял мантру рядом с костром, на нем горел один из бедных людей и по не досмотру, его тело не успело обгореть до конца, половина была сожжена, а половина нет, и на последнем круге мантры в последний день он встал из костра и пошел прямо на меня. Я перестал читать мантру и растерялся, но затем вспомнил инструкции и дочитал последний круг, он упал и его тело догорело синим цветом. После этого я почувствовал передачу определенной силы.

В: Вам довелось применить ее? Какие были ощущения от этого?

О: Сильное эго владения определенной силой и желание вызвать всех, кто готов бросить вызов тебе. Не самые приятные из состояний, я не стал бы их классифицировать как духовные… постоянная готовность к борьбе, но после этого я убедился на своем опыте, что эти вещи реальны… Мой Гуру посоветовал расстаться с этой силой, пожертвовав ее Ганге, и никогда больше к этому не прибегать. На меня нападали несколько раз, здесь в Говардхане, но мне даже не пришлось никак защищаться ни физически, ни прибегая к магии. Сила сама все устроила, я просто делаю свою работу Гуру и занимаюсь своей садханой, как мне предписано.

О йога садхане чакрах и учениях.

В: Гуруджи, вы можете сделать кумбхаку — задержку на вдохе, например на час. Без вдохов и выдохов между…

О: Да, такая практика есть в 9-й крия. Это начала входа в самадхи — кевала кумбхака. Но вне контекста практики физическим восприятием нельзя понять с помощью чего останавливается дыхание. В какой-то момент что-то включается внутри… это приходит с годами через последовательную практику всего процесса.

В: Можно ли находиться это время после вдоха, к примеру, под водой?

О: Под землей и где угодно :)

В: Возможна ли, к примеру, левитация как результат практики? Она, кстати описана в Шива самхите…

О: Это возможно. Механизм прост… биохимия — замена молекул. Тело состоит на 70 процентов из воды, убери молекулу кислорода из формулы воды получится водород… взлетишь как воздушный шар :) Водород легче воздуха :) В теле есть также много других скрытых механизмов трансформирующих газообмен. Задача в том, чтобы научить функционировать клетки мозга, легких в другом режиме. В крие есть несколько разновидностей техник позволяющих телу работать при измененном газообмене. Потому мы их изучаем. Это научный метод. Он открывает то, что в нем есть, те 98 процентов функций мозга, которые, в обычном режиме функционирования спят.

В: Но надо понимать, что те, кто владеет такими, вещами не будут их открыто демонстрировать?

О: Нет, конечно, но у ищущих и учеников всегда есть возможность испытать на себе, достигнув… эффекта техники. Это не вопрос веры, а вопрос применения метода :)

В: Часто люди задают вопросы относительно чакр — у всех ли они есть и как они пробуждаются и пр. Одни источники описывают девять, другие семь, третьи и т.д.

О: Постоянной практикой и собственным опытом их пробуждения, — многие повторяют слова других, пытаются воображать, то чего в действительности просто нет. Только весьма продвинутые йогины обладают чакрами в том виде, в котором они описаны в текстах и могут видеть их в таких формах.

В: Сиддха-сиддханта падхатти описывает разные совершенства, которые обретает йогин с каждым годом практики…

О: Это темы не для начинающих, текст предназначен для подготовленных…

В: Что вы можете сказать о подходах к пробуждению кундалини, одни техники используют активизацию аджна чакры, другие муладхару, третьи манипуру. Означает ли что это знание различно в разных трактовках?

О: Мастера, найдут средство передать состояния и поймут друг друга. Теми же, кто не знает эти методы видятся как деятельность разных школ и разных основателей… Приведу цитату из ХЙП, «сушумна, пустоты, великий путь, шмашан, брахмарандхра, шамбхави, срединный путь, имена указывающие на одну сущность… Но больше всего путаницы с комментариями. Большинство из них написано людьми не знакомыми с практикой мудр и пранаям. Иначе они такого бы не написали.

В: Существует множество мастеров, передающих йогу как учение о достижении самадхи и способах его достижения… в традиционных шиваитских линиях об этих направлениях больше всего упоминаний. Йога Тирумуллара, (Тирумантирам) тамильских святых, риши…

О: Сложно говорить о каком учении в данный момент идет речь, на юге было также огромное количество святых — не практиковавших хатха-йогу как метод. Там есть ряд современных учений основанных фактически на одних йогасанах… Искать в них то, чего там нет — бесперспективно… Если вы имеете ввиду кундалини-крия-йогу. У каждого из этих учений существуют свои формы учения о самадхи, и в этом смысле каждое по-своему уникально.
Могу сказать так же, что знание идущее от нашей линии не передавалось нигде до этого, это учение отличается от учения текстов ХЙП, Гхеранда самхиты, Шива самхиты, текстов натхов, несмотря на схожесть некоторых моментов.

В: Даже между собой — тексты одного мастера отличаются от текстов другого. Означает ли это, что даже 2 мастера одной линии будут учить по-разному?

О: В деталях их учения будут отличаться. Но ключевые моменты должны быть одними и теми же.
И не забывайте, что каждый мастер на самом деле учит тому, чего достиг сам. Если это конечно мастер. Ученик достигнет (в идеале) того же уровня что и его учитель, поэтому в йоге нужен учитель, который сам достиг того, чему он учит.
Скажу, что наша линия и способ обучения отличается от того, который вы можете найти у натхов и йогинов других линий.

В: ???

О: Такой вариант исполнения даже Кхечари-мудры, до того, как Бабаджи передал практику Лахири Махасайя не был известен. Как и не было известно о том, как после кхечари техника крий продолжает совершенствоваться и, что это только начало… Нет нужды в том, чтобы ссылаться постоянно на первоисточники или искать смысл только в них. Учения Гуру и дисциплины достаточно, для того чтобы можно было понять на своем опыте, о чем же там написано.
Помимо кхечари — ты знаешь махаведху, (2-я набхи крия). Это не имеет ничего общего с прыжками и ударами об пол ягодицами… Оригинальные техники переводятся и часто комментируются с искажениями…
Время изменилось, изменилась и техника.

В: Означает ли непривязанность, — вайрагья — автоматическое прекращение всех психо-эмоциональных реакций на ситуации и действия кого-бы то ни было?

О: Это означает, что ты можешь решать, среагировать тебе или нет и в этом ты свободен. Реакция обычного человека обусловлена воздействием извне. Даже, если человек подавит внешнюю реакцию на ситуацию, внутри на уровне эмоций он все равно отреагирует волей-неволей. Йоги в состоянии не реагировать. Основа этого постоянное сосредоточение, способность приходит как результат йоги и уже на определенном этапе не требует дополнительных усилий и происходит естественно. Но в начале нужно очень много работать…

В: Можно ли сказать что все эти вопросы, разговоры и дебаты вообще ни к чему?

О: Для людей важно общее понимание самой темы, и это хорошо, что такие вопросы задаются.
Но не нужно вступать в излишние дискуссии и тем более в конфронтации с другими по этому поводу. Можно ответить на вызов, обозначить свою позицию, но и это будет создавать беспокойства, мешающие самой практике. Ты уже знаешь, сколько усилий требует освоение даже начальных ступеней этой йоги, и понятно, что подобная внешняя активность будет выбивать из режима практики, тем более, если в таких дебатах нет никакой жизненной необходимости. А это недопустимо.

В: На западе появилось столь много последователей крия йоги, благодаря Йогананде. Но известно, что в дневниках сыновей Лахири Махасайя описаны детали о второй, третьей и прочих ступенях крия йоги…еще до него, и явно, подобных описаний у Свами Йогананды не встречается. В Индии также стали появляться различные ответвления этого направления. И сейчас их все больше и больше… В чем причина на ваш взгляд такой активности?

О: Свами Йогананда создал крупную организацию, контактировал с министрами и чиновниками, как в Индии, так и в США. Он создал целое направление. Вслед за ним потянулись и другие… Но в отличие от него, далеко не все из преподавателей имеют сами передачу в эти линии и достижения в садхане. Тем не менее, пытаются чему-то учить… Он же сам значительно упростил практику под своих западных последователей, что естественно, не осталось без последствий.

В: В силу сложности для человека оригинальной практики?

О: И это тоже. Недостаток не только в популяризации, но и в коммерциализации. Люди пытаются делать деньги на том, что не было создано для этих целей. Большинство учеников Лахири Махасайя сознательно избегали активности и распространяли эти вещи только в узком кругу. Тем более что достичь осязаемого эффекта можно только через саму практику. И это никак не зависит от того, сколько денег у вас в кошельке. Люди кидаются на все новое, но столь же быстро отходят, когда доходит до дела.

В: Вы говорили, что Лахири Махасайя никто не видел даже спящим последние 20 лет его жизни.

О: Да, но после того, как он отошел от дел и вышел на пенсию, ограничив свои контакты с социумом, не раньше. Он мог целыми днями сидеть и медитировать в позе лотоса оставаясь без движения, дыхания и пульса, его ученики упоминали о многочисленных сиддхи, которые в это время стали ему открываться. Он никому без необходимости не демонстрировал свою силу… и старался выглядеть как обычный человек.

В: Но он жил в социуме…

О: Варанаси около ста лет назад был тихим городком, не сравнить с тем, что сейчас…

В: Этот социум даже сейчас весьма отличается от того, в котором живут жители мегаполисов.

О: Социум есть социум. Невозможно объективно его воспринимать, если ум захвачен его программами. Даже незначительная вовлеченность скажется на твоей практике. Именно поэтому цели йоги столь далеко расходятся с общественными ценностями. Однако, всему свое время. Многим из моих учеников невозможно полностью уйти от своих дел, — иначе тебе просто не на что будет жить и придется решать эту проблему в любом случае.

В: Как же тогда решается проблема йоги и социума?

О: Помимо материального аспекта у общества есть еще и духовная задача, нереализованные стремления ума, за которые он еще цепляется, разрешаются таким вот образом — через контакт с другими. Общаясь с другими, человек получает формы опыта, который необходим и для постижения духовного пути. Он знакомится также с тем, чего достиг человеческий ум за его эволюцию. Жизнь в социуме, это в определенном смысле, форма и духовного опыта.
Для практикующих крии контакт с социумом важен примерно до 50 лет, после чего уже начинается стадия накопления духовного опыта, связанная с отходом от дел. (ванапрастха — в ведическом обществе). Если ты 20-30 лет занимался йогой хотя бы по-немногу, то после отхода от дел появляется время для более интенсивного опыта йоги.

В: В разные периоды жизни человек и занят по-разному?

О: И это тоже. Но духовный опыт должен проходить через все стадии жизни, а не только под конец. Иначе это может не получится, если не интересоваться этим предметом в молодости.

В: В Варанаси я видел людей, которые приезжали туда специально умирать…

О: Часто не сами они туда приезжают, а туда их посылают их дети. И часто пожилые мужчины и женщины начинают там знакомиться и жить вместе…

В: ???

О: Если всю жизнь человек жил обычной жизнью, он не знает ни тапаса, ни йоги, ни метода, у него нет навыка как что делать… Что он может даже в священной кшетре…? Его желания оказываются сильнее.

В: Насколько важно поклонение божествам индуизма для западного человека и означает ли термин Ишвара-пранидхана, обязательное поклонение Шиве, Вишну.

О: Ишвара пранидхана означает сильное стремление (very strong determination) и не обязательно должно означать принятие индуизма или религии какого-то конкретного Божества. Но если кто-то из западных последователей йоги начинает почитать Шиву, Вишну или еще кого-то, это позитивный процесс, так как он создает в человеке совершенно новую ментальную вибрацию — санскару. Это создание нового типа весьма позитивной кармы, но сколь сильно она повлияет — зависит от устремленности человека.
Большинство индусов почитают их в основном как семейных божеств покровителей, от отца к сыну и поддерживают с той формой Бога постоянный контакт.

В: Было ли у вас нечто подобное в детстве и юности?

О: Нет, я был чужд религиозных вопросов и не уделял внимания культу Шивы, хотя Шива моя кула -девата (божество рода).

В: Как человек в действительности приходит к йоге, что служит критерием его способности к практике?

О: После нескольких рождений дурные и благие кармы приходят в баланс, и тогда… Ты же сидишь сейчас здесь, и задаешь вопросы о йоге, а не в диско баре где-нибудь в Москве. Это и говорит о том, что карма достаточно зрелая, для того чтобы заниматься йогой.

В: Множество людей столь сильно завязаны на внешнюю активность, что на самом деле им сложно полноценно заниматься йогой… Это требует почти полного прекращения связи с внешнем миром.

О: Но, далеко не всегда социальная активность людей столь необходима, как им кажется, главное место для йоги, находится у вас в уме. А что касается помех от внешних действий, — на самом деле то, что многие из них считают «своим долгом» не более чем привязки. Знаешь, как ловят мартышек? Ставят бутылку с узким горлышком и кладут туда приманку, мартышка хватает и не может догадаться разжать кулак с приманкой. Внешний мир действует так же. Бери самое необходимое от него и отдавай то, что должен отдать… Человек сам себе придумывает жизнь.

В: При увеличении практики активность ума повышается, приходит множество разных мыслей, состояний и пр.

О: Да, это один из критерий того, что процесс запущен, и ум постепенно начинает раскрываться свои измерения. Постепенно его способности, которые были в нем скрыты, выйдут наружу. Йога проведет сквозь все состояния, что он тебе подносит. Это постепенный и сложный процесс.

В: Часто при практике крий возникают разные неконтролируемые состояния, мысли, эмоции того, что было когда-то давно, но вдруг возвращается с новой силой. Некоторые состояния приятны, некоторые дискомфортны, некоторые события жизни из прошлого возвращаются с такой силой, как будто бы случились вчера. Как относится к этим явлениям? Нужно ли отслеживать эти впечатления отстраненно или имеет смысл как бы вновь их пережить?

О: При практике крий, из подсознательного ума вскрываются все реакции и самскары, с которыми вы были связаны в прошлом, это процесс очищения. Не пытайтесь искусственно от них отстранятся, так как это все равно не получится в полной мере, но и захватываться ими тоже не имеет смысла. Их нужно отслеживать и пытаться понять, что послужило их причиной, в этом случае они уйдут, а вместо этого вы получите знание. Почему они появились и почему те или иные события произошли именно с вами. Постепенно этот процесс будет усиливаться, пока в один из моментов из глубин памяти начнут постепенно выходить самскары и воспоминания связанные с прошлыми воплощениями, и клубок причин и следствий не распутается до конца. Не забывайте, что йога через тело развивает восприятие чего-то такого, что не является его частью. Что по-твоему означает Чита вритти ниродхах?

В: Перевод слова Чита — сознание?

О: Читта это атма, вритти — вибрации атмы — это тело. Физическое тело это модификация атмы, если хотите форма его вибраций, следствие деятельности сознания.
Обуздание тела и его реакций также означает и осознание атмы. Вибрации успокаиваются и начинается контакт с непреходящим… И видящий созерцает себя в своей собственной форме…

В: Существуют различные школы и версии даже в крия-йоги Бабаджи, не говоря уже о прочих. В том числе разные ветви одной и той же учительской линии, в которых передается йога. Как, если возможно, ищущему определить является ли тот или иной учитель действительно гуру-йогином? И чем он отличается от бизнес-гуру? Часто критерии связывают с принадлежностью адепта к той или иной учительской линии. Но даже в этом случае не факт, что такой учитель окажется йогом, человеком с соответствующим этому слову сознанием.

О: На самом деле, для ищущего определение истинности того или иного Гуру невозможно почти никак. Нужно достаточно много знать о йоге, чтобы вы были в состоянии распознать кто перед вами в действительности, но даже это еще не гарантия.
Учитель появляется в жизни ученика, так или иначе. Этот тип карм определяется фактом потребности ищущего в реальном мастере. Мы верим, что Шива воплощается в форме Гуру. Но ведет ученика к нему именно его внутренняя мотивация. Именно она приводит изнутри…

В: Откуда тогда берутся ложные учителя?

О: Множество людей, изучив азы йоги и поняв какие-то простые техники, и собрав информацию, думают о себе, как о великих мастерах, начинают учить других. Йога, как учение, их уже перестает волновать, после получения нескольких элементарных практик и их результатов. Они видят, что на этом можно заработать, становятся учителями. И на этом вся йога заканчивается и начинается бизнес.

В: Да, вот практика, а что дальше и где собственно Бог? Ум, одержимый материальными желаниями не способен к йоге и состоянию самадхи…
Наверное, это и может быть критерием реальности того, что учитель истинный. У самадхи есть четкие определения и описания, критерии его достижения, по крайней мере, в хатха-йоге. Достичь этого и осознанно в него входить, понятно любому мало-мальски думающему человеку, недоступно за 2- недельный семинар. Это возможно только после многих лет садхан… Контроль дыхания в кевала кумбхаке, от часа и т.п.

О: Не всегда те, кто умеет это, захотят вообще кого-то этому учить. Известна история, что Лахири Махасайя стал широко известен благодаря Траилангу Свами (знаменитому сиддху из Варанаси), а сам он уходил от известности. Я лично не стал бы известен, если бы не мой Гуру, кто сделал меня учителем, и наказал принимать учеников, которые ко мне придут. Кто приехал бы сюда? Как бы вы вообще узнали о моем существовании, если бы не он?
Я делаю свою практику и передаю ее ученикам так же, как ее передали мне, не добавляя в нее чего-то своего.

В: Многие говорят о высшей мотивации. служении Богу с помощью йоги, и действуют исходя из нее. О желании изменить общество… Человек склонен верить…

О: Да, это в его природе, верить во что-то сверх существующее, высшее предназначение и смысл… Если говорить о Йоге, то сама йога и ее составляющие не были изначально предназначены для целей бизнеса. И именно поэтому вместо реально изменяющих человека методов, западу известна только относительно небольшая часть йоги. И то только та, которую в состоянии воспринять их общество. За этими словами о высоком скрываются вполне материальные желания. И что толку в таком случае изменять других, если человек не меняется и не знает толком о йоге лично сам? И не отдает себе в этом отчет. Им просто уже нечем заняться и они придумывают всевозможные разновидности.

В: Существует бхакти йога. Что это, на ваш взгляд?

О: Бхакти?
Представьте себе, что вы влюбились. Вы не будет думать какая женщина, кто ее родители и пр., само состояние скажет за себя. Ваши мысли, без каких- то дополнительных приемов, сами будут направлены на нее… Так же и бхакти. Огромное количество людей воспринимают концепции, философию пути бхакти йоги, имитируют поведение бхакт, но состояние бхакти известно немногим святым…

В: А как же религии?

О: Большинство религий ориентировано на общество, и основано на определенном тантрическом знании, вызова через ритуал или мистерию достаточно сильных духовных сущностей, они могут дать выход на состояние, помочь, но вызвать присутствие Господа в любой из Его форм не шуточное дело… и тем более восприятие человеком всей Его силы и знания.

В: В чем ваша задача? Вы не даете своим ученикам никаких ритуалов…

О: Мы пытаемся вызвать наш собственный дух, атму. Речь здесь идет не о Боге как в него верят, а о самопознании и самореализации.

В: А ваш ритуал Шива — пуджи?

О: Я его совершаю по указанию Гуру. Это не было частью крии, и я никого не приглашаю на него специально. И это не призыв Шивы с ритуалом как в храмах. Нет ни одного руководства по проведению такой пуджи. Это моя собственная концентрация, на моей собственной атме. Лично для себя я могу вызвать это присутствие и в комнате, никуда не выходя… и не совершая никаких действий вовне.

В: Гуруджи. А Россия? Что в нас такого особенного, в Штатах и других западных странах огромное кол-во людей занимаются йогой, больше чем у нас, там тоже много хорошо подготовленных инструкторов йоги…

О: Большинство из тех, кто имеет опыт в практике асан, пришли к чему-то, в результате своих поисков, многие из вас понимают, что асаны, еще не все… Вы готовы серьезно работать, не боитесь трудностей и действительно ищите… Вам просто нужно направление. А в Штаты меня уже приглашали. Они все измеряют деньгами, даже практику крии… Я не учу за деньги.

В: И все таки асаны..?

О: С годами практика асан теряет, а крия наоборот. Молодые люди легче делают позы, чем пожилые. Здесь наоборот. Пик достижений мастеров крии приходится на период после 50 лет… От асан ваше тело будет здоровым, его энергия и психические силы будут отличаться от других людей, не занимающихся этим. Но их эффект ограничен. Крии меняют тело и сознание иначе, чем асаны. Эту практику нельзя понять с физического уровня.

В: Что на ваш взгляд означает джняна-йога? Джняна также разделена на процесс шравана, манана нидидхьясана, в ашрамах изучают тексты, медитируют над их значением, рецитируют мантры. Что, по-вашему, это?

О: Это образование. На самом деле важная составляющая жизни, вы изучаете то, что накопил человеческий ум за всю его историю, развивается представление и восприятие реальности. Такой процесс однажды начавшись не должен прекращаться на протяжении жизни. Если у человека есть знания в этой области, даже вопросы по йога практике он будет ставить иначе, нежели человек незнакомый с темой. Но это еще не все… Шанкарачарья сказал: «Брахман — реальность, мир -иллюзия». Я скажу так: «Мир — реальность, ум — иллюзия».
Самая большая иллюзия для ума в убеждении, что он может стать совершенным и достичь всего на свете только чтением книг…

В: Говардхан известен как один из центров вайшнавизма. Откуда началось его популяризация в средние века и почему это место (Матхура, Вриндаван, Говардхан) стали столь популярны именно тогда?

О: Из вайшнавских учителей и линий — Нимбарака, Рамануджа и Мадхава, на мой взгляд, имеют серьезную основу, так как их основатели вызвали присутствие Кришны своим подвижничеством… Они также связаны с готрами (родовыми кланами) определенных риши, тогда как основное большинство вайшнавов — низко кастовые. Несмотря на то, что знание обращено ко всем, большую роль играют генетические линии тех, через кого оно распространяется, это влияет на уровень их духовной культуры.

В: Современные тенденции ИСКОН …?

О: Они сделали свое дело для запада в 60-е. Лучше, когда люди повторяют имя Кришны, чем употребляют наркотики, и они приучили запад к вегетарианской диете. Тем не менее, я не разделяю их фанатизм и претензии на монополию в толковании учения Кришны. Если вы постоянно считаете себя носителем истины и идете проповедовать ее другим, эго непомерно растет, а на основании чего? Что экстраординарного в том чтобы пересказывать одни и те же слова другим людям? Как это может менять лично вас? Кришна просил их обо всем этом лично сам?
Человек не знающий ни самого себя, ни тех, кто перед ним находится, куда кто пойдет, и что его ждет даже на следующий день, берется учить других знанию о Господе. Это смешно. Пару раз они приходили сюда ко мне, предлагали, чтобы пришли их Махараджи и прочитали о том, как Шива любит Кришну…
Я попросил их сюда с этим больше не являться. Мы не приходим к ним и не комментируем что и как у них не так в комментариях на Гиту или Шримад Бхагаватам. Ошибка в том, что они заменили учение Кришны учением своих святых, а это не одно и тоже.

В: Эта навязчивая манера проповедования свойственно скорее не индуистскому, а христианскому менталитету. К вам же не приходят индийцы, а в основном, западные последователи вайшнавских гуру…
Вы, там живете… им интересно, что же это за Гуру живет на парикрама марге, …и почему он не кришнаит…и зачем к нему едут ученики…

ПУРАНЫ, мифы и реальность. .

В: В пуранах говорится языком мифа о событиях метаистории, происходивших на Земле около двух и более миллионов лет назад, описывающие людей как великанов высокого роста… Учения и йога излагаемые в них часто кажутся малореальными, и в них, по сути, отсутствуют технические детали выполнения тех или иных практик…

О: События описанные в пуранах имеют реальную основу: возле южного побережья Индии (Рамешварам) был найден скелет обезьяны высотой около 3-х метров, были также сняты со спутника остатки сетубандхи — моста соединявшего Шри Ланку и Индостан. На юге в Керале была найден отпечаток ступни размером в 70 см… Известно, что Кришна, помимо того, что поднял Говардхан на мизинце, стоял на одном пальце полгода, совершая аскезу ради Шивы. Его тело состояло из совершенно другого типа материи…

В: Но умер он как обычный человек от стрелы охотника…

О: На это была его воля тоже. Он мог нейтрализовать проклятие, которое было на нем, но специально не стал этого делать…

В: Каким образом, к примеру, Парвати могла совершать тапас стоя на носках 1000 божественных лет в Гималаях?

О: Речь идет об определенном типе тонкого тела. В типе тела, к которому принадлежим мы, такие вещи невозможны.

На определенном этапе душа достигает всеведения. Это включает видения прошлого, настоящего и будущего. Роль людей иногда лишь передать информацию… Кого-то она может заставить задуматься. Если говорить об истории, то нужно говорить и о географии, на месте Гималаев когда-то было море… А вместо долины Ганги — засушливые равнины и полупустыни, куда царь Бхагиратха призвал Гангу.
В пуранах эти истории обозначаются лишь намеками, и часто их понимание возможно в свете событий, имеющих несколько форм толкования. Иносказания… Тем не менее, есть несколько свидетельств, а временами некоторые вещи, происходят и сейчас.
Прошлые эпохи невозможно определить датировкой двух тысячелетней истории в среде, в которой развивался ум современного человека. Тексты йоги насчитывают возраст от 1000 до 500 лет…
Но это всего лишь тексты. И на момент появления текста система практики уже существовала. В них упомянуты имена риши практиковавших йогу, жизнь которых проходила задолго до периода открытого современной историей.

Я расскажу историю. В одном из районов Индии живет человек владеющий Агни-вастрой. (В Махабхарате, этим оружием были уничтожены тысячи воинов… Его могли вызывать мантрами Бхишма, Дроначарья, Арджуна, Ашватхаман). Я послал своих учеников к этому священнику (ему было около 90 лет) и они рассказали интересную историю.
50 лет назад он был храмовым брамином, принадлежавших к семейному клану Бхарадваджи (риши основатель рода Дроначарьи, Ашватамана) и у него был очень красивая дочь 16 лет. А рядом жил богатый человек со скверной репутацией. В один из дней он посватался и назначил день церемонии. Священник не хотел отдавать дочь, но выхода у него не было. И вот за 7 дней до церемонии к нему пришел высокий, светловолосый человек, садху (в обязанностях священника, по обычаю этой деревни, было кормить садху) и попросился на ночлег. Поев, он спросил, в чем его проблема, видя, что тот чем-то опечален. Священник рассказал все. Тогда садху ответил: «Не печалься, когда приедет жених, я скажу что делать. Давай мне еду в течение семи дней раз в день и немного воды». В течение всех семи дней он сидел на ступенях храма погруженный в медитацию. В назначенный день садху вызвал священника и сказал: «Ты подойдешь к жениху и укажешь на меня, что это брат невесты и он все устроит. После того как я скажу тебе «беги». Беги не оглядываясь. Мы с тобой больше не увидимся, меня зовут Ашватамман. Я здесь, чтобы помочь тебе как одному из своих родственников».
Приблизившись к процессии жениха (было около 700 человек на лошадях и с оружием) священник все передал, как ему было сказано. Подойдя к жениху, садху сказал: «Такой негодяй, как ты, недостоин руки моей сестры. Убирайся!» Жених сказал своим людям: » Берите невесту, ее брата и отца связать, а всей деревне всыпьте палок».
Тогда садху сказал священнику «беги», поднял травинку и подул не нее. Спустя несколько секунд произошел мощный взрыв с ослепительным световым излучением и на месте процессии жениха осталась воронка диаметром примерно 200 метров. Края воронки напоминали застывшее стекло, а от всей процессии не осталось и горстки пепла. Эта воронка много лет там так и оставалась нетронутой. Священнику из сельчан никто так и не поверил, что не он вызвал огонь, но все были очень признательны…

В: В Индии существуют 12 джотир лингамов. Считается, что Шива сам появился в форме светящегося тела в ряде мест. Что на ваш взгляд стоит за этим появлением?

О: Шива не мог появиться в этих местах просто так… по своей воле. Его призвали йогины силой своего сверхчеловеческого тапаса. И появление этих 12 джотир лингамов в корне изменило историю Индии, (около 5-10 тыс. лет назад) она стала процветающей сверхдержавой, как духовно, так и политически на тот момент времени. С приходом Кришны ведическая религия претерпела сильные изменения…

Записано со слов Гуруджи. Индия. Говардхан.